23:27 

Белорусская культура как культура пограничья: диалог с неклассическим искусством

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Недавно была на занятной лекции Белорусская культура как культура пограничья: диалог с неклассическим искусством, через некоторое время ее обещали выложить на канале Центра славянских культур, но пока нету. А тут вдруг в разговоре всплыло, что интересно-то не только мне. Пожалуй, пересказывать я не буду, лучше послушать лектора - рассказ действительно был небезынтересный и весьма познавательный.
Из очень интересного - отсутствие в белорусской православной традиции кодификации иконописи. Соответственно, появление новых видов иконы.
Лектор - доктор искусствоведения, так что под пограничьем она понимала черту между высокими образцами европейского искусства и остальным миром. Россия в XVII веке при посредстве Белоруссии столкнулась с западноевропейской культурой, что вызвало "радикальный культурный шок". Именно белорусские земли, по мнению лектора, были посредником для прочей Азии, которая восточнее. Нет, так это сформулировано не было, но на вопрос "как вы понимаете структурное различие между провинцией и границей" последовал ответ "я даже не знаю как сказать, чтобы вас не обидеть". Вопрос, кстати, не праздный: фронтирные исследования сейчас в моде, но, имхо, разработанной методологией похвастаться не могут. Лично мне нравится Каганский ("Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство"), он как-то накладывается на реальность, как я ее понимаю и вижу. Исследователи из США, имхо, пишут про какое-то другое пограничье. Лектор отослала меня к традициям французского регионоведения, хотя конкретных имен не назвала. Но почему бы и нет? Для XVII века (а лектору было комфортно именно там) - тем более.
Немного поговорили о трех искусствах, существовавших неразрывно и неслиянно: аристократическое, городское и крестьянское. В основном смотрели аристократическое (копии итальянского), хотя влияние на Россию, по словам лектора, больше оказывало городское. А именно - изразцы. И все бы хорошо, только за пару месяцев до этого мне рассказывали, что изразцы завезли из Малороссии. Или, по крайней мере, что выходцы из Малороссии в течение долгого времени стояли во главе той епархии. Лектор же цитировала, что всех мастеров из Витебска забрали в Москву, так что свои храмы украшать некому. Ладно, откуда бы ни завезли - они прекрасны. Только где Москва, а где изразцы? Нет, в Москве такие постройки тоже есть, но совсем кот наплакал. В Ярославле они повсеместны, говорят и в Вологде немало, но сама не помню, так что не поручусь.
Я спросила почему эти самые изразцы стали визитной карточкой Ярославля, а не Москвы, мне ответили, что провинции просто повезло, потому как в Москве уже была другая мода, а тут купцы восприняли новинку. Поливные изразцы были впервые использованы в Ярославле в 1644 году, церковь Рождества Христова. Не так богато, конечно, но сам факт!
изображение


Скромно, в общем. Это позднее народ развернулся! Дух захватывает. Что самое обидное - сейчас в Ярославле любят эти храмы белить (вот как раз на фото выше хорошо видно). Зачем? Ну, не Суздаль, но разве хуже? "Руки бы пообрывать", - сетовала моя спутница.
Но так почему в Ярославле-то? Я бы предположила, что как раз городское и купеческое искусство во вполне купеческом городе, если вспомнить сказанное прежде про три уровня.

изображение

+3 фото

Я немного язвлю, но это не значит, что лекция не была интересной: ее действительно стоит послушать. Тема вообще новая, так что ее еще думать и думать, причем с самых разных сторон. И когда встречаются люди, которые думают тему с очень разных концов, подобные курьезы неизбежны. На самом деле очень интересно не только то, о чем лектор говорит, но и как именно она это делает. Например, меня покорила часть о Радзивиллах...
О, там бесконечное поле для вслушивания. Я к тому, что это менталитет и картина мира, которую весьма любопытно попытаться себе представить.

@темы: околопольское, Ярославль, Светская жизнь, Путешествия

URL
Комментарии
2018-09-27 в 00:07 

Ум, честь, совесть, записная книжка на выделенном носителе. Включена функция самообучения
Дейдре, эти самые изразцы Ярославля так и просятся на гайтан. Я его планомерно думаю.

2018-09-27 в 00:13 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Маримо Ю, и действительно! Цветовая гамма вполне во вкусе прекрасной дамы.

URL
2018-09-27 в 00:16 

Ум, честь, совесть, записная книжка на выделенном носителе. Включена функция самообучения
Дейдре, вот и я думаю. Где бы взять на всё времени?

2018-09-27 в 00:47 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Маримо Ю, говорят, оно растягивается:)При желании! Или при умении?
У меня не очень получается, но я расту над собой!

URL
     

Записки водоплавающего архивариуса

главная