10:25 

Село Татев

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Когда мы слышим "Татев", то имеем ввиду монастырь, а ведь само село тоже вполне себе интересное. Времени,увы, исчезающе мало, так что просто поделюсь с вами описанием конца XIX века.

Село Татев получило свое название от находящегося в двух верстах Татевского монастыря. Местные армяне производят слово «Татев» от армянских слов «Տա-թև», что значит в переводе «Даст крыло».
Селение Татев расположено в центре Зангезурского уезда, в 15 верстах от заштатного городка Горис и в 104 верстах к юго-западу от г. Шуши. Окрестности Татева богаты растительностью и живописны. Благодаря красивому местоположению, Татев долгое время служил резиденцией сюникских государей. Татев с примыкающим Мигринским участком (Капан-Ղափան), представляет самую гористую местность в Елисаветпольской губернии, покрытая местами непроходимым лесом.
К Татеву правым берегом прилегает р. Базар-чай (Որոտան գետ), река эта получила свое название от древнего армянского селения и крепости, от которых остались одни только развалины. Это самая большая река в Зангезурском уезде. От верховья на всем протяжении своего течения по Зангезурскому уезду, река Базар-чай имеет высокие, утесистые берега, которые окрестных жителей лишают возможности отводить в сторону оросительные канавы, только в нижнем течении, где река называется Баргушетом, она местами выходит из берегов, и затопив окрестности, орошает чалтычные (рисовые) посевы. На всем протяжении Воротана чрез него сделаны только четыре моста каменных: в Баргушете-Лазаревский (снесен чрезвычайным разливом в 1888 г.), Чортов мост-в двух верстах от Татевского монастыря, а два других: один близ развалин древнего села Воротан, а другой-в Сисиане. В реке Воротан водятся самый лучшей породы форели, караси, усачи и др. мелкая рыба.
Чортов мост. Из Гориса в Татев дорога для пеших и верховых идет чрез Чортов мост (Սատանի կամուրջ) , перекинутый чрез р. Воротан. Он находится в расстоянии одного часа езды от Татева и состоит из громадной каменной глыбы, крепко сросшейся с береговым утесом. Размеры моста грандиозны: в длину имеет 50 шагов, а в ширину-25.
Шахандухт (Շահանդուխտ). В трех верстах от Чортова моста возвышается величественная скала, пред которой стоит полуразвалившаяся церковь, построенная по преданию девушкой Шахандухт, мощи которой погребены там же. От имени Шахандухт долина называется Шахандухтскою (Շահանդուխտի ձոր).
Монастырь Большой Анапат. Он построен в 3-х верстах от Татевского монастыря и в версте от Чортова моста. Время постройки его относится к X в., а строителем его считают епископа Сюникского Якова. Анапат находится в самом плачевном состоянии, и разрушения его приближают к концу. Когда-то в нем жило множество монахов с настоятелем и монастырь обладал большими землями.
Крест Вороны (Ակռաւախաչ). К северо-западу от Татевского монастыря. В народе есть предание, что в один день, когда рабочие расположились вокруг больших котлов с кушаньями, и собирались обедать, вдруг внимание их всех обратила на себя вьющаяся над котлом ворона: несмотря на крики рабочих и брошенные в ворону камни, она неотвязчиво продолжала кружить над котлом и к общему изумлению жнецов, мигом бросилась в котел. Одни думали, что ворона хотела вытащить из котла кусок мяса, другие напротив, в поступке этой птицы видели перст Божий, как это и подтвердилось на деле: когда кушанье, в котором сварилась ворона вылили, то все были поражены, при виде огромной змеи, находившейся в котле вместе с мясом. Сейчас же порешили в память этого замечательного события воздвигнуть памятник вороне, спасшей массу рабочих от неминуемой смерти. Памятник этот до сих пор стоит близ селения Татев, на северо-востоке от него, и состоит из большой каменной глыбы, в рост человека, с высеченным на ней крестом; под камнем по преданию погребена ворона.
Гробница отшельника Петроса. На северо-западе от селения Татев, в одной версте от него, на большом холме находится гробница Петроса. Предание гласит, что этот отшельник здесь жил и умер, сам предварительно выкопав себе могилу. Могила эта пользуется глубоким уважением у окрестных поселян; в летнее бездождевое время приходят толпы девушек и юношей с жертвами: пьют, едят и веселятся; затем берут хранящееся у могилы каменный крест и погружают его в соседний холодный ключ: здесь он остается до тех пор, пока пойдет дождь, после этого крест опять торжественно доставляют на место.

Дома в Татеве расположены так тесно, что зрителю не верится, чтобы на таком небольшом пространстве могло поместится 200 дворов. Такая тесная группировка жилищ объясняется просто судьбой страны. В соседнем селении Лор пришлось увидеть небольшие отверстия чрез смежную стену двух изб: объясняя его значение местные жители рассказывают, что прежде все дома имели такие отверстия, чтоб через них передавали соседям известия об угрожающих жителям опасностях.
Для вечернего освещения жилища употребляется глиняная лампада (կանթեղ) на деревянной подставке или прибитой к одному из столбов. Глиняная лампада у более зажиточных семейств постепенно вытесняется европейской керосиновой лампою. Домашняя утварь очень проста и состоит главным образом из медной посуды. Пред входом в жилище устраивается навес (սրահ), где устанавливается станок для тканья ковров, паласов и мафрашей; под навесами женщины по целым дням ткут, вяжут, прядут, плетут или занимаются другими работами.
У мужчин и женщин, за небольшим исключением-по две пары платья: одна пара праздничная, другая будничная; праздничная одежда у женщин очень нарядна: она состоит из большого красного шелкового головного покрывала (չարզաթ կամ չարշաւ), бархатного верхнего платья, спускающегося ниже колен (միթանոց), архалука, и длиной, до самых пят, ярко красной шелковой рубашки; поверх всего этого опоясывается широкий полосатый пояс из кашемировой шали. У молодых женщин нарядным костюмом остается подвенечное платье, которое носят они в праздники и в случае семейных торжеств.

В течении года в Татеве больше дней дождливых и пасмурных, чем ясных. Нередко весной и летом, среди белого дня, поднимаются туманы со стороны Аракса, несутся над лесами Зангезурского уезда и целыми неделями окружают Татев и соседние горы, и падает мелкий, как пыль, дождь. В 1888 г. в июне месяце несколько раз выпадал крупный град, величиной с голубиное яйцо и больше.
Снег появляется в ноябре, реки покрываются льдом в декабре, а очищаются от него в исходе марта.
Селение Татев лежит в самой роскошной по растительной части Зангезурского уезда и окружено густыми лесами.
В состав Татевского сельского общества кроме Татева входят следующие соседние поселки: Суваранц, Танзатап и Хотанан, в которых в 1886 г. числилось 2508 чел. обоего пола. В Татеве 200 дворов, 1027 чел. муж. пола и 846 жен. пола, всего-1873 чел. В Суваранце всего 264 чел обоего пола, в Танзатапе-313 чел., в Хотанане-58 чел.
Все население состоит исключительно из армян армяно-григорианского вероисповедания. В каждом селе имеется каменная церковь с приходским священником, в Татеве же три священника.
Жители общества, за исключением 3 семейств дворян Орбелиановых и несколько семейств духовного звания, относятся к податному сословию. Татевцы народ тихий, добрый и необыкновенно домовитый. Трудолюбие здешних крестьян вошло в поговорку: «Кто свое дело не вовремя делает, тот не татевец».
Семейная жизнь татевцев носит патриархальный характер: отец, есть глава семьи, он управляет всем домом и заведует всем хозяйством; без его ведома и разрешения не производятся ни покупки по хозяйству, ни продажи продуктов своего хозяйства, деньги находятся в руках главы семьи. Все члены семейства, от малого до старшего, проникнуты духом уважения к отцу. Отца титулуют словами «апер» или «афа», а бабушку «нанэ». Уважение к старшим и гостеприимство составляют отличительную черту местных христиан. При старшем, будь он знакомый или незнакомый парни из уважения стоят на ногах со скрещенными на груди руками. Как сыновья безусловно подчиняются отцу, так точно и жены их должны повиноваться воле старушке свекрови. Невесты по принятому обычаю, не имеют права прекословить своей повелительнице.

В Татеве приготовляются различные молочные продукты для продажи и домашнего обихода. Масло, преимущественно приготовляется из коровьего молока, а сыр-из овечьего и козьего. Предварительно для приготовления масла, молоко кипятится и наливается в глиняные горшки; когда оно остынет вливают туда ложку кислого молока, от которого молоко киснет и свертывается. В следующий день, из кислого молока в деревянных маслобойках сбивается масло, которое складывают в особый горшок и солится. По получению масла в большом количестве, хозяйка посылает его домой, в деревню, для вытапливания и хранения в больших и чистых горшках (կոնպիկներում).
Надоенное молоко овец и коз процеживают сквозь сито, кипятят, а потом, когда молоко немного остынет, прибавляют кислой сычужной жидкости (закваска-մաեայ), затем оставляют молоко до тех пор, пока оно свернется, после чего перекладывают его в особые мешки сшитые из бязи и кладут под камни для выдавливания сыворотки (շմաթ). Чрез 4-5 часов сыр вынимают, режут на небольшие куски и пересыпая солью и сушенным творогом шор-շոռ, набивают ими большие мешки из бараньих шкур, называемыми здесь «моталом».
После выбитья масла, из похтанья (թան) приготовляют два продукта, имеющие очень важное значение у зангезурских армян. Это «чора-тан» (չորաթան) и «базуки-тан» (բազկաթան).
В Татеве с давних пор существуют два маслобойных завода, принадлежащих частным лицам и третий завод находится при главных воротах Татевского монастыря. На этих заводах местные жители и соседи их, из окрестных селений выжимают из масленых семян постное масло.
Татевские крестьяне с осени занимаются извозом между городами Шушою и Нахичеванем. Из Шуши они перевозят в Нахичевань нефть, керосин, мыло и разные мануфактурные изделия. Они также перевозят также в разные селения Зангезурского и Нахичеванского уездов крестьян, возвращающихся с заработков из Баку и из Закаспийской области. С Нахичеванских соленых промыслов, татевцы покупают соль и вьюками доставляют в Шуши. В конце осени многие из местных жителей ездят в сел. Мигры (Մեղրի) и меняют привезенное ими масло на вату; потом крестьянки прядут из ваты нитки и дома ткут на станке бязь, шали и шаровары.

Татевцы и их соседи ездят на богомолье в следующие праздники: на Пасху, Вознесение, Преображение (Вартавар), Успение Богоматери, Воздвижение животворящего креста, св. Георгия Победоносца. Богомольными местами, которым преимущественно посещаются татевцами, служат: Татевский монастырь, Церковь во имя Великомученика Георгия в сел. Шагат (Сисянского участка) и Церковь св. Иоанна Крестителя, находящаяся в полуверсте от соседнего Татеву селения Лор, куда стекаются много богомольцев в день Преображения Господня. Прибывший на святое место, набожный богомолец слезает со своего коня, заходит в храм, кладет несколько земных поклонов, робко подходит и целует алтарь и другие святыни, зажигает свечи и прикрепляет их к стенам, берет пыль у основания алтаря или стен, часть этой пыли глотает сам , а остальное завертывает в платок и доставляет с собой домой. По выходе из церкви, богомолец несколько раз обходит ее, целуя каждый раз наружные углы.
Богомольцы с собой привозят жертвенных баранов. С прибытием сюда местных музыкантов (зурначей и барабанщиков) ашугов, певцов, танцоров, акробатов, борцов, богомольцы оживляются звуками музыки, песнями и ружейными выстрелами. Устраивается и ярмарка: продают всевозможные фрукты, конфеты, вино и водку.
Вечером разводят множество огней, между ними суетятся до рассвета шумные толпы молодежи в сопровождении зурны, угощая всякого встречного. Богомольцы с ночи режут баранов и ставят на огонь котлы, варят суп, жарят шашлыки, едят, пьют, поют и танцуют до восхода солнца. К утру приходит священник и служит раннюю обедню, после торжественного обеда богомольцы еще раз молятся местным святыням и разъезжаются в самом веселом расположении духа.

1893 г.

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

@темы: Путешествия, Армения

URL
Комментарии
2018-06-11 в 21:29 

Ум, честь, совесть, записная книжка на выделенном носителе. Включена функция самообучения
Дейдре, В течении года в Татеве больше дней дождливых и пасмурных, чем ясных. И сердце моё пронзило братское сочувствие к жителям Татева!

как дивно смешаны старые памятники, древняя кладка и заброшенная остановка советской эпохи. Над всем - горы.

2018-06-13 в 01:06 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Маримо Ю, дивно, да. Знаешь, самое интересное - многое было разрушено во время землетрясения. Но восстанавливалось по старым образцам...

URL
     

Записки водоплавающего архивариуса

главная