Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Есть у армян милая народная сказка - Анаит. Сюжет классический, про ремесло: мол царь-то ты царь, а уметь что-то должен: у многих народов подобные сказки есть, иногда в инверсии, когда речь идет о царице (та же легенда о большеногой Берте, вот она в пересказе Дюма, если кому интересно).
Сюжет конкретно этой сказки пересказан армянским просветителем Хазаросом Агаяном, но народная основа также существует. Я правда не настолько знаю армянский фольклор (я его вообще не знаю:gigi: ), чтобы определить какой из вариантов народный, а какой пересказ адаптирован 1, 2, но просветительская манера XIX века, мне кажется, не слишком ломает исходную сказку. Хотя это я увлеклась. Главное: сюжет действительно существует и, скорее всего, примерно в том виде, в котором его записал собиратель. Уверена, морали он от себя добавил - а кто бы ни добавил в то время? Но история, в принципе, известная.
И все бы ничего, если бы не было у армян богини Анаит, которая была известна под эпитетами «Великая Царица», «Златорождённая», «Золотая мать».
Смотрим сказку:
1. Царь Ваче всех крестьян освободил от податей на целых три года, и долго еще пели крестьяне такую песню:
Встало солнце золотое в день венчанья Анаит.
Дождь из золота пролился в день венчанья Анаит.
Все поля озолотились, все налоги позабылись.
Все наполнились амбары благодатными хлебами.
Честь и слава нашей мудрой, златорукой Анаит!


2. В отсутствии Вачагана Анаит хорошо управляла страной, и все были довольны, не зная, что это управляет она.

Образ матери разве что не раскрыт. Но зато очень хорошо раскрыт образ защитницы армян. С жутко интересной аллегорией пленения духа, тела и всего такого.
Начальник повел Анаит к капищу, а за ними последовала и толпа. Когда жрецы увидели приближающуюся толпу, они приняли ее за богомольцев и открыли первую железную дверь. На коне въехав на площадь, Анаит приказала раскрыть храм. Тут только сообразили жрецы, что им угрожает, и, обступив Анаит, решили защищаться. Главный жрец с вооруженными слугами, призывая горожан вступиться за поруганное святилище, кинулся на отважную наездницу. Но умный конь Анаит затоптал его могучими ногами, а тем временем подоспело и войско, быстро покончившее с остальными жрецами. Народ со страхом и недоумением следил за происходящим.
— Подойдите ближе, — крикнула Анаит, — и посмотрите, что скрыто в святилище ваших богов.
Двери храма взломали, и ужасное зрелище представилось народу. Из адской норы выползло множество людей, более похожих на выходцев с того света. Многие были при смерти и не могли стоять на ногах. Другие, ослепнув от света, шатались и ползли, как муравьи.


Внезапная, в общем, сказка и очень-очень языческая. Оно, конечно, мне можно возразить, что имя Анаит вполне распространено в Армении - статистику я вижу, да. Но с чего бы тогда столько золота поминать на страницах (а ведь царский сын еще и золотую парчу ткал - не жук чихнул) и с чего бы ей быть царицей. В общем, красивая легенда, да. Прямо просится сюда какой-нибудь мистический сюжет про чужих богов и одержимость ими.

@темы: Филологический камень, Книги, Армения