20:51 

Левашовская пустошь

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
3 января мы с Quiterie посетили Левашовскую пустошь. 10 гектаров, я ожидала огромной территории. На самом деле территория мемориального кладбища невелика. Есть основные дорожки, пятачок довольно мал. Мы обошли территорию где-то часа за полтора, успели поползать по сугробам, подходя к табличкам на деревьях, возложить цветы, вспомнить одних, помянуть других.
изображение
Памятник ингерманландским финнам

изображение
Памятник русским немцам

изображение
Рядом с ним, имени либо нет, либо оно под снегом.

изображение
Надпись: "Памяти итальянских жертв гулага - Санкт-Петербург и Милан вспоминают тысячи итальянцев изгнанных антифашистов, эмигрировавших в надежде на лучшую жизнь, членов итальянской общины в Крыму, которые были подвергнуты преследованию в советском союзе, лишены свободы, отправлены в гулаг или расстреляны в годы сталинизма".
Памятник итальянцам.

изображение
Памятник евреям. Их несколько, есть еще отдельный памятный знак для раввинов.

изображение
Памятник членам православных братств

изображение
Памятник адвентистам седьмого дня

изображение
Одно из лиц сумрачного леса


изображение
изображение
Рыбакам деревни Строжно

изображение
Памятник ассирийцам

изображение
Памятник полякам
Памятников гораздо больше. Не все я фотографировала, не все получилось. Все нужно помнить. На деревьях множество именных табличек. Не всегда точно известно, что эти люди похоронены здесь, работы по опознанию проводить не предполагается. Даже не потому, что кто-то препятствует, просто слишком много людей и слишком мало документов. Провести такую работу невозможно (с).

На сайте Виртуальный музей ГУЛАГа выложены некоторые документы.
изображение
План участков Парголовского лесхоза, отведенных Комендатуре УНКВД ЛО для «специального назначения». Ленинград. 1938. Документ завизирован начальником штаба Ленинградского военного округа. Из Архива УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

изображение
Служебное письмо об отводе участков леса Комендатуре УНКВД ЛО для «специального назначения». Ленинград. 25.02.1938. Из Архива УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

изображение
Схема «дачи» (секретного кладбища) УНКВД в Левашово. Ленинград, 1965. Схема составлена на основании опросов шоферов. Отмечены захоронения с сентября 1937 по 1964, всего 19450 человек. Из Архива УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

изображение
Письмо начальника Управления КГБ СССР по Ленинградской области А.А.Куркова в КГБ СССР с просьбой разрешить информировать общественность о месте захоронения жертв политических репрессий. Ленинград. 19.04.1989. Из Архива УКГБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
изображение
Молох тоталитаризма
(фото из интернета)

В.В. Иофе, выступая на открытии памятника "Молох тоталитаризма":
"Еще один символ зла появился в нашем городе. Такова историческая судьба наша, что мы ставим памятники не во имя добра, справедливости, творчества, любви, мы воздвигаем и воздвигаем монументы в память зла. Это объяснимо, такова отечественная история. Но можно спросить, а почему здесь, где лежат жертвы, почему не рядом с домами власти, которой бы это напоминало о том, что может сделать со своими гражданами самовлюбленное государство, не контролируемое никем. Там, казалось бы, должны стоять эти памятные знаки. Но нет, рядом с домами власти ставят монументы романтиками государственного насилия ... на палачах крови нет, – так говорят они сегодня. О том, что им не в чем каяться, – так говорят они сегодня. О том, что можно и нужно говорить о мудрости палачей и о святости палачей, – так говорят они сегодня. Так и не дано им ни совести, ни вразумления. "
полный текст

Расстрел как высшая мера наказания в 1937–1938 годах не всегда означал расстрел на практике. В разных городах, в зависимости от местных обстоятельств, применялись удушение, утопление, оглушение дубинами по голове, доставка к месту казни в фургонах с выхлопными газами или в грузовиках, крытых брезентом поверх штабеля заключённых с кляпами во рту, и даже, как выяснила в годы реабилитации Комиссия Президиума ЦК КПСС, зарубание топорами. Известно, что ленинградские чекисты стреляли, а также применяли в расстрельных операциях деревянные дубины.
Левашовское мемориальное кладбище

Я пишу обо всем этом подробно, хотя тут меньше деталей, чем стоило бы сказать. Изначально я вообще не собиралась писать о посещении Левашовской пустоши. Дайри у меня сравнительно спокойный, политических дискуссий я сознательно избегаю. Но вдруг ко мне в блог пришел человек, который заявил, что ему в сравнении любой советский концлагерь курортом кажется. И я поняла, что написать нужно. Причем по стилю и формату не так, как я обычно пишу о путешествиях. Это не путешествия. Это память.
Одним чудесным августовским вечером мы с Hrefna и ReConnect собрались у меня на даче: пожарить шашлыков и пофотографировать звезды. Вечер был ясным и теплым, мы лежали, на пенках, смотрели в небо и лениво беседовали. Был звездопад. Вспомнили Серебряный век и образ звезды в нем, и вдруг Hrefna спросила, есть ли в наших семьях пострадавшие от репрессий. Мы, все трое, родом из разных городов, из разных социальных слоев. И у каждой такие предки есть, причем не по одной линии. Просто об этом не очень принято вспоминать, потому прежде речь и не заходила. Да, я знаю, каждый может мне сейчас сказать, что выборка никакая и прошлое наших семей ничего не значит в масштабах вселенной. Как не значит ничего жизнь Вавилова, Мандельштама или Лихачева. В масштабах вселенной оно, возможно, и в самом деле так. Но мы живем не в масштабах вселенной. Что их жизнь значит в масштабах нашей культуры, нашего пространства, в масштабах того, что нами было создано, и того, кто мы есть? Что значит жизнь наших дедов и прадедов?
Я часто слышу такое мнение, что, мол, это уже в прошлом, стоит забыть. Действительно, в прошлом. Стертая история множества семей и многое другое. Но почему это значит, что мы должны об этом забыть? Почему от этого знания нужно защищать? Во время одного из своих путешествий, я посетила Освенцим. Вместе с нами по мемориалу ходила группа евреев, с ними было маленькие дети - в возрасте 5-8 лет, что тогда показалось мне чрезмерно жестоким. Но так ли это? Может быть все-таки стоит помнить? И знать - с самого раннего возраста.

"Я уверен, что с посещения Левашовской пустоши стоило бы начинать так называемое патриотическое воспитание молодежи. О чем может думать человек, глядя на березу с табличкой, на которой написано "имярек родился в 1910-м, расстрелян в 1937-м". Почему он был расстрелян? Почему расстрелянных так много? Что они сделали плохого? Кто приказал убить их?"
Анатолий Вершик: Левашовская пустошь

"Я вожу детей по Левашовскому мемориальному кладбищу. Я рассказываю им. Они задают вопросы. Я говорю примерно следующее: понимаете, ребята, были такие люди, которые считали, что если какие-то люди плохие или не такие, как они – то с ними можно делать что угодно, просто убивать, и они это сделали, поэтому появилось это место; а другие люди считали, что это неправильно, поэтому надо помнить о совершенном, и мы – поним, и это – место памяти".
Анатолий Яковлевич Разумов: Возвращая имена, не остановимся в пути

У нас есть законы о защите детей от информации, которые плавно перетекают в законы о защите от информации людей. В наш век массовых событий 46 000 человек (а на самом деле в Левашово похоронены лишь порядка 20 000 и не все места массовых захоронений известны) - это кажется не так уж много. Более миллиона погибли под Сталинградом, более миллиона лежит подо Ржевом. Цифра кажется страшной, но не шокирует. На самом деле, не шокирует она только потому, что нет реальности в ощущениях: хотя бы визуальных. Нет понимания, что "Левашовская пустошь – это кладбище, где похоронены несколько десятков тысяч человек, среди которых нет ни одного умершего собственной естественной смертью" (с). Это не враг, с которым шла война лицом к лицу на поле боя. Это граждане той самой страны, которая сотворила с ними такое.

@темы: Путешествия, питер

URL
Комментарии
2018-01-05 в 20:57 

Джастин Мюррей
Le Taon
ronenvald.diary.ru/p201069434.htm - про мою поездку в Левашово.

2018-01-05 в 21:09 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)

URL
2018-01-05 в 21:33 

Джастин Мюррей
Le Taon
Дейдре, в Ковалёвский лес не ездили?

2018-01-05 в 21:43 

Икебана Фаберже
"сила дикой травы" (с)
Дейдре, подпишусь под каждым твои словом. Только недавно размышляла о судьбах военного поколения, о Гитлере, О Сталине. Поймала себя на том, что у меня на этот счет похожие выводы с либерально настроенными людьми. но вот аргументы порой разные.

читать дальше

Вернусь к теме войны.читать дальше

И я согласна, что об этом нельзя ни забывать, ни молчать, что бы там не говорили ослепшие от воодушевления патриоты. Лишь в признании подобной слабости и вины заключается настоящая сила. А я в последние годы вижу лишь лицемерие, ложь, попытку снова возвеличить тирана (ОМГ, какую кашу пытаются насадить в головах школьников, вдалбливая им светлые образы "Святого" Николая и Победителя всех народов, да еще практически в одном ряду, почти не упоминая Александра Второго, к примеру) Поэтому считаю твой пост очень нужным и своевременным для любой эпохи... И да, у меня тоже есть и погибшие, и репрессированные в семье. Причем по папиной линией - коммунисты, партизаны, двадцатитысячники и пр, по маминой - раскулаченные и сосланные. И все это в одной семье))

2018-01-06 в 02:48 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Джастин Мюррей, нет, к сожалению. Возможно, в следующий приезд. Кстати, характерный момент - я не знала, что Ржевский полигон, оказывается, доступен. Так со всем по теме: вроде бы и не тайна, но чтобы узнать, надо специально искать.

Икебана Фаберже, сейчас Сталина и Гитлера сравнивать вообще нельзя - в свете новых законов о фальсификации истории. Интересно, что своего мнения о личности Сталина у меня нет. Гитлера еще как-то могу себе представить, но не Сталина. Каждый раз, когда мысленно пытаюсь нарисовать для себя какую-либо картину сталинского периода - у меня в воображении что-то заедает и возникает хаос. Обрывки плакатов, страницы дневников, фотографии лагерей. Массовая истерия. Голод в ряде регионов. Множество судеб, людей достойных и не слишком. Сталинский ампир и уничтожение архитектурной памяти пространства. Просто не получается пробиться через это до сути, до движущей силы механизма. До человека, который запустил молох. Спасибо, что поделилась своим представлением, я не могу ответить: просто не вижу.

На счет войны, я не знаю, честно говоря. Так-то оно так, когда есть очевидный враг - с ним понятнее. Были ли они запуганы и обескровлены? Судя по дневникам действительно верили, что были заговоры и враги. Многие - пока их самих "по ошибке" не брали верили. И потом тоже Сталину писали... Опять же, люди ведь не менялись. Те, кто допрашивал в застенках, и в армии себя нашли, не у всех же бронь была. Думаю, наличие внешнего врага лишь отчасти облегчало ситуацию. Плюс дезорганизация дикая, у "Ваньки Ротного" хорошо описано. Но дело не совсем в этом.
Любят у нас смешивать теплое с мягким, а репрессии с победой. Мол, необходимое зло, чтобы страна работала. Необходимое условие победы. И все такое. Я так и не поняла почему, аргументы на диком уровне, но само мнение слышу часто. И вот это тоже огромное зло. Щи - отдельно, котлеты - отдельно. Сталинские репрессии - зло. Они существуют вне зависимости от войны. Многие тысячи человек, расстрелянные и сосланные в лагеря - не "залог победы" и не "эффективный менеджмент". Это зло, о котором сегодня все предпочитают забыть. Нередко вспоминаю победу, да. Но победа - победой, война - войной, а эти люди - отдельно. Нельзя связывать, мне кажется, хотя искушение большое.

Образы святого Николая с семейством - это отдельный кошмар, да. Любит наша идеологическая система крайности. Я не понимаю ни либералов, которые уходят в одну крайность, ни патриотов, которые уходят в другую. С патриотами понятно, но либералы-то чего добиваются. Всякие выражения типа "сраная рашка" и все в этом духе способствуют замыканию в своей среде. А смысл же в том, чтобы максимально широко распространить взгляды. Кстати, именно по теме репрессий мне практически не встречалось уж совсем оголтелых "либералов": видимо тема настолько серьезна, что получается говорить по-человечески. Но, пожалуй, только тут.
Что до Александра... У нас вообще много никого не упоминают из тех, кого стоило бы помнить. Впрочем, увы, это не только нашей системы касается. Плохо другое: плохо, что чтобы найти информацию по преступлениям советской власти - надо целенаправленно ее искать. Доступ в архивы не дает и исследователям всячески мешают работать, это факт. Но просто для любопытствующих материалов вполне хватает. Но их надо целенаправленно искать. Находятся где-то после второго или третьего запроса. Не всегда по первой ссылке, но информации достаточно. Ну, понятно, что в общем: чем более частный запрос - тем сложнее, но все-таки информация есть. Просто она очень локальна. А ностальгия по СССР везде. Картиночки, инфографика и иже, иже.

URL
2018-01-06 в 02:50 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
И да, у меня тоже есть и погибшие, и репрессированные в семье. Причем по папиной линией - коммунисты, партизаны, двадцатитысячники и пр, по маминой - раскулаченные и сосланные. И все это в одной семье))
В том-то и дело. У нас тоже всякие: и раскулаченные, и фабриканты, и интеллигенты, и коммунисты. В одной семье. От которой теперь осталась единственная линия.
И в том-то и дело, что кого ни ткни: если не сам, то друг-брат-сват или кто-то из более глобальных, но сюжетообразующих вроде Лихачева или Гумилева. Кстати, во многих семьях об этом и сегодня не говорят, народ случайно узнавал. Так было со знакомыми казаками. Да и у нас дедушка особенно не рассказывал (хотя всю жизнь занимался реабилитацией отца, у меня в архиве запросы еще советских времен хранятся, а реабилитация лишь в 1990х), общие сведения плюс немного дневников и писем.

URL
2018-01-06 в 20:33 

Икебана Фаберже
"сила дикой травы" (с)
Дейдре, и снова подпишусь под каждым словом. Особенно про либералов, большинство из которых мне больше напоминают люмпенов, но с непомерным снобизмом, как ни странно. И согласна, что люди частенько относятся к истории слишком сакрально, почти как к религии. Обсуждать можно только то, что принято или дозволено. А обсуждать можно и нужно все, максимально честно и беспристрастно, и без лишних эмоций, имхо. Эмоции оставить искусству, а не науке...

2018-01-07 в 09:16 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Икебана Фаберже, да-да, а мифы - приключенческим романам. А то сейчас весьма популярна точка зрения мифологизации истории. В том числе и там, где не очень ожидаешь ее встретить.
А в сакрализации, как по мне, так и есть главный бич всего, что происходит: этика убеждения vs этика ответственности. Причем с обеих сторон. Не логика и ответственность, вера. В 21 веке на подобном уровне так выглядит зло.

URL
     

Записки водоплавающего архивариуса

главная