17:56 

1. Трудно быть богом. Свет

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Видимо, писать буду в несколько постов, потому как сформулировать в одном все и сразу не очень получается. Написание вдумчивой рецензии - это повторное проживание действия, даже более глубокое, чем чистое восприятие зрителя. Того, что нам дали вчера, было очень много. Это сложно осмыслить за один раз. И еще сложнее написать связным и цельным текстом. Мне очень хочется сказать многое, но получается слишком сумбурно, потому историю разделю на несколько частей, чтобы не отвлекаться от темы.
Итак, сегодня утром я вернулась из театра, Свое время подарили прекрасный вечер, плавно переходящий в утро: закончили заполночь. В афише обещали эскизный показ, и перед спектаклем режиссер Микаэль Штерн еще раз напомнил об этом. "Вы присутствуете при рождении спектакля", - сказал он. Так и было. Вещь уже вроде бы проявилась, но еще не обрела совершенную завершенность каждой детали. Тем не менее, в этом виде оно стоило себя и оказалось вполне самоценно. Я давно не перечитывала "Трудно быть богом" (решила, что в этом нет необходимости, поскольку помню роман довольно неплохо). Сейчас сожалею об этом, потому что переосмысление текста сильно отвлекает от восприятия постановки. И все же это потрясающе - видеть не пересказ, а чужое прочтение. Но меньшего я и не ожидала.
Происходящее разделено на несколько планов бытия, связанных, как и положено, неразрывно и неслиянно. Они действительно связаны - авторским произволом и фабулой, но пересечение их трагично, оно приносит боль и разочарование всем участникам контакта. Впрочем, об этом позднее. Сперва о главном.
Огромную роль играл в соприкосновении вселенных свет. Или его отсутствие. Итак, была тьма, и тьма играла. Были тени, и играли тени. Был свет. Безжалостный, яркий, ослепляющий как лампа в комнате для допросов. Сначала мне показалось, что это концепт - и концепт прекрасно бы сложился, если бы этого света не было бы слишком много - часть спектакля я просто не видела, потому что приходилось прикрывать глаза рукой. Потом удалось выяснить, что это техническая проблема - заменили отсутствующий софит тем, что нашлось под рукой, а вообще яркий свет должен быть более мягким. Тем не менее, не могу не сказать: этот яркий свет лампы, наводящий на мысль о допросной комнате, мне казался бы совершенно уместным, не будь его так много. Это одновременно и подчеркивание "то, что происходит прямо сейчас" и крик зрителю" чист ли ты? Посмотри в себя, что ты делаешь?". В некоторых сценах именно этот свет был уместен, именно он разбивал неизбежное отчуждение зрителя. Я оценила. Даже если потом этот безжалостный свет исчезнет - я не забуду его.
Тьма. Эффект затемнения для нас уже вполне привычен, мы постоянно видим его в кино, но когда за затемнением что-то происходит - это воспринимается иначе. Ты не видишь, но чувствуешь. И от этого сила восприятия только увеличивается. Да, понятно, что во многом там чисто технические моменты вроде смены декорации, но все равно - действие продолжается. Звук от передвигаемых предметов гармонично вписывается в целое. Тьма - это не только страшное, это еще и неведомое, а роль неведомого в художественном пространстве "Трудно быть богом" огромна. Это и темные века, и ты постоянно возвращаешься к мысли о том, что эта тьма до сих пор в нас: тема сталинских репрессий высовывается из каждого упоминания о коммунарах, но дело не только в этом. Дело в том, что происходит сегодня.
Тени. О, это экстаз. Вот, дон Рэба, к примеру, ну не прекрасен ли, возникая на пересечении лучей? (Кстати, отдельно и забегая вперед: как он прекрасен!).

Тени играют меньше, чем могли бы - здесь вообще должно быть множество полутонутов и движений, которые кажутся чем-то другим. Мне так кажется, я этого ожидала и оно было, но меньше, чем хотелось бы.
Итак, свет - который должен бы выхватывать истину, подчеркивать главное. Свет заливает сцену, когда речь идет о реальности: о том мире, который создает дон Рэба! Это неожиданно, но насколько важно. Жизнь прогрессоров проходит в тени. В тени проходит и жизнь первооткрывателей - светочей разума. Возможно, позднее история вытащит их из тлена небытия, но "здесь и сейчас" - они тени. Мир определяют не они. Признать, принять это непросто. Согласиться, наверное, еще сложнее. Потому что следующий вопрос: с чем согласиться, а если нет - за что бороться? Все происходящее напоминает о том, что ответ куда сложнее, чем кажется.


@темы: Светская жизнь, Театр

URL
Комментарии
2017-12-24 в 18:13 

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Дейдре, а можно в сообщества, посвященные творчеству Стругацких, перепостить?..

2017-12-24 в 18:17 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
silent-gluk, можно, только имей ввиду, что там ещё две части

Отправлено из приложения Diary.ru для Android

URL
2017-12-24 в 18:19 

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Дейдре, спасибо!.. Ну так постепенненько. Все равно на завтра библиографический пост....

2017-12-24 в 19:50 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
silent-gluk, ну да. Отлично, тогда по кусочку за раз

Отправлено из приложения Diary.ru для Android

URL
2017-12-25 в 02:23 

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
А мы ждем продолжения!
И да. Дон Рэба прекрасен!!!

2017-12-25 в 12:11 

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Дейдре, спасибо!..

2017-12-25 в 15:21 

Jake Enotoff
ex-Джейк Чемберз
Искренне удивляюсь способности выдать текст такой высокой степени осмысленности за такой короткий период после просмотра - я обычно днями, а то и неделями, постановки отрефлексировать не могу :smiletxt:

2017-12-25 в 20:51 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Alma Mahler, :love: спасибо, отличное фото. Он прекрасен в этой роли. Во всех ролях, где я его видела, хорош, но здесь оно как-то до безумия. Пишу. Вторая часть разрастается на глазах, но почему бы и нет. Надеюсь все-таки сегодня закончить)
silent-gluk, :friend:
Jake Enotoff, вы мне льстите, но все равно спасибо:) Вот именно сейчас мне очень сложно собрать в осмысленный текст весь бушующий коктейль. Одно понимаю - если не сейчас, то неизвестно когда, Новый год на носу. Несмотря на эскизный показ - очень цельная вещь, а рассказать о ней цельно очень сложно. Но, бог ты мой, как же это было прекрасно.

URL
2017-12-25 в 21:03 

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
Хм...
Ну ладно. Сейчас будет еще :)

2017-12-25 в 21:04 

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
Дейдре, ну и когда человек так играет, конечно, он прекрасен до безумия.
И не мне с этим спорить, уж точно :))))

2017-12-25 в 22:15 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Alma Mahler, :buh: как прекрасен этот клинок. И этот потусторонний взгляд... Я поняла уже, что костюм пока условный, но насколько он здесь на месте. О, эта геометрия! Человек, за которым стоит сталь, который сам сталь.
Да, готова возглавить теперь фандом дона Рэба.

URL
2017-12-25 в 22:20 

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
Дейдре, я буду шить ему новый :)
Это действительно человек, который сталь. Мягко скажем, очень закаленная.
Ну добро пожаловать в клуб почитателей таланта :)
Можно и возглавить. :)

2017-12-26 в 21:22 

Sagleri
AUDENTES DEUS IPSE JUVAT
silent-gluk, к слову, было бы очень интересно почитать комментарии в сообществах. Можно ли ссылочку, если Вы решите перепостить ?

2017-12-27 в 00:16 

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Sagleri, ссылки-то вот: my.mail.ru/community/abs/4CF65813E4624787.html
strugatskie.diary.ru/p214486354.htm
ru-strugackie.dreamwidth.org/617518.html
ru-strygackie.livejournal.com/746588.html

Но вот будет ли обсуждение... Не уверена. Оно там редко бывает.

2017-12-27 в 03:12 

Sagleri
AUDENTES DEUS IPSE JUVAT
silent-gluk, спасибо, будем смотреть)))

2017-12-27 в 13:32 

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Sagleri, спасибо!.. На rotbar'а особого внимания не обращайте, ну он такой. Но тоже делает что может для реанимации сообщества.

     

Записки водоплавающего архивариуса

главная