00:55 

Скрытый сюжет

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Вот, скажем, конкурсы — два подряд — объявлены на лучшие произведения: а) о состоявшихся людях, то есть о положительном герое нашего времени (давай позитив!), б) о новых, энергичных, меняющих жизнь к лучшему… Не буду о самих конкурсахпремиях. Хочу отмстить тенденцию, которая здесь проявилась и обнаружилась, — как бы новый «соцреализм», то есть соцзаказ на позитив изображения жизни. Молодые, они зеленые, они без этого «соцреализма» выросли. А я помню, помню позднебрежневские дискуссии о герое в чаковской «Литгазете». У меня прививка есть — у других либо ее действие закончилось, либо им шприц в задницу еще не кололи.
(с)

@темы: Книги

URL
Комментарии
2017-11-17 в 01:17 

MirrinMinttu
Do or die
Меня лично уже тошнит от негатива и желтухи. Пусть они будут себе, но в отдельных изданиях. Так что я вполне дозрела до возврата к старым, добрым позитивным героям без прямо-таки обязательной червоточинки. Хочу читать и смотреть про нормальных, добрых и благородных.

2017-11-17 в 02:53 

Ум, честь, совесть, записная книжка на выделенном носителе. Включена функция самообучения
MirrinMinttu, :friend: Я тоже! про нормальных людей с обычной жизнь, без бандюков, чернухи, "все умерли один остался". Просто про нормальных людей.

2017-11-17 в 09:18 

MirrinMinttu
Do or die
Маримо Ю, я вот сегодня посмотрела самую обычную пятничную газету, центральную нашу. Это какие-то хроники конца света, честное слово. Такое впечатление, что наскребают со всех закоулков света всякую пакость, лишь бы случайно читателю жизнь не показалась нормальной. А страничка культуры?! "Семья страдает в тёмной комнате", "Сексуальные фантазии", "Супергерои слишком серьезно к себе относятся", про сериал "Alias Grace" - вернее, про то, как в 1800-х годах угнетали женщин... Словно вокруг только страдания, грязь, безнадежность, опасность. И это не сдучайно же. Так уж пусть лучше будет неслучайно о нормальной, обычной жизни, в которой люди, в большинстве, вовсе не мучаются, а стараются жить как можно лучше и реализовывать себя.

2017-11-17 в 10:01 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Книга прелестная, читаю сейчас почти взахлеб. Особенно заинтересовали рассуждения о судьбе произведений и трактовка писательского успеха. Тут я не могу не вспомнить историю Томаса, которая иллюстрирует тезис "рукописи не горят". И очень интересное понятие живой и мертвой прозы.

MirrinMinttu, беда в том, что в данном случае благими намерениями вымощена дорога в ад. Соцзаказ мало совместим со свободой мысли и талантом, более того, он чаще всего идет рука об руку с цензурой. Боюсь, что в итоге лучшие произведения конкурса будут как книги-лауреаты Сталинской Премии. Пройдет время, и искусственность положений и неверибельность героев заставит отнестись к такой книге, как к мертвой, несмотря даже на то, что написавший ее создал и другие, достойные произведения (причем даже таких не так много: Рыбаков, Берггольц, Симонов, Трифонов, Кассиль, Панова, Эренбург, Толстой, Маршак). Исключения - несомненно талантливые произведения Каверина, Твардовского, Бажова и Шолохова, однако и здесь есть свои но: Бажов получил премию за сказки, а Твардовский - за "Страну Муравию" и "Теркина". Жанр и стиль этих произведений не предполагает рефлексии о моральном облике героя.
Панферова, Бубеннова и прочих Фединых уже все забыли, как страшный сон (и правильно сделали). А ведь как они гремели!
Нам сейчас хорошо, мы можем выбирать, что читать (и возвращаться к чему угодно, что мы полагаем позитивным, даже перечитывать какого-нибудь Бабаевского про колхоз), а тогда: вот тебе, дорогой товарищ, в правую руку - Чаковский, в левую - "Бруски" Панферова. Хочешь приключений - читай роман о пионерах, раскрывших вредителя, а исторический роман - так вот тебе "Емельян Пугачев". И неважно, что скучно, зато полезно для твоего морального облика. Но ни шага в сторону.

2017-11-17 в 10:59 

MirrinMinttu
Do or die
Quiterie, тем не менее, нам это не помешало теперь видеть и между строк, и здраво оценивать тексты, не так ли?

А вот молодое поколение, как показывают исследования, уже просто не понимает сарказма в текстах (хотя понимает его в переписке с лично знакомыми), и не способно читать текст, если первые пару строк покажутся скучными или, упаси Ктулху, поперечными воззрениям читающего. На автора набрасываются сразу и агрессивно, не породолжая чтение и не пытаясь понять, что именно автор хотел сказать. Да что там, комментаторы топовиков жж не видят уже второй строки текста, состоящего из шести строк! Я всю эту феерию скоро год как наблюдаю, и становится только хуже. Наконец, юное поколение конкретно не способно оценивать встречающуюся им информацию на кредибильность. Поколение, которое выросло в условиях т.н. демократии, напомню.

И, наконец, мне психологически тошно жить в той информационной помойке, которую нам скармливают под видом культуры. Пусть госзаказ, что угодно, но только не нынешнее зазеркалье кривого зеркала. Время рассортирует.

2017-11-17 в 23:08 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Я очень внимательно читаю вас, но не могу высказаться с телефона, уж простите. Но мне страшно интересно как развивается ваша мысль

URL
2017-11-18 в 17:31 

Ум, честь, совесть, записная книжка на выделенном носителе. Включена функция самообучения
Дейдре, "дамы, дамы,.. продолжайте!" (с)

2017-11-19 в 02:39 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Маримо Ю, типа того) я все ещё с телефона, увы. Но все же хочу посетовать на госзаказы в области литературы. Получается печально, мы видели на примере той же Камши, которая перестала писать о людях в тот момент, когда стала писать о положительных героях. Люди сложны. Они могут менять жизнь к лучшему, но их личные фанаберии и эгоистичные интересы порочат образ, значит вырежем фанаберии и интересы. В итоге, сеттинг странен, личность персонажа крайне странна. Неискренне такой герой и читать про него не хочется. Или вот про тех же попаданцев, что Сталину войну помогают выигрывать.
Станут ли читатели этого искать сложные контексты и скрытые смыслы? Научится ли чему человек, растущий на таких текстах? Тем более что сейчас это гораздо труднее, читать становится трудно. Сам процесс требует массу сил для дешифровки, проще видео просмотреть.
Я не говорю что должна быть только чернуха. Я о том, что госзаказ на образы всё-таки зло. Несмотря на то, что прекрасен фильм Александр Невский. Он прекрасен не потому что был сделан под госзаказ. И без госзаказа, думаю, был бы сделан

URL
2017-11-19 в 15:49 

Quiterie
Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
MirrinMinttu, не уверена, что я умею "здраво оценивать тексты". Более того, это очень расплывчатое понятие. Например, я всегда удивляюсь, как Дейдре умеет находить достоинства даже в самом ужасном (на мой взгляд) тексте. И ведь находит! И ведь оно наверняка там есть.

Если честно, я не вижу такой ужасной картины у молодежи (кроме того, в жж очень много людей возраста 25+, и у топовых блоггеров комментируют чаще всего они, причем мне кажется, что самые активные за 30 и выше). Я бы не стала говорить категорично, что все так плохо, и что молодые люди так сильно отличаются от того круга общения, который был у меня в их возрасте. Многие с удовольствием читают, и не только современные бестселлеры, но и книги вроде "Бремени страстей человеческих", или "Москва-Петушки", или "Котлована" Платонова, или Тургенева, и могут это понять и проанализировать на уровне своего нынешнего опыта. Однако: всегда и во все времена людей, которые хотели бы прочесть книги, больше, чем тех, кто это действительно делает. И это нормально. Люди не помнят, что написал Гоцци (и кто это вообще такой), но многие слышали о "Короле-Олене" и даже помнят сюжет этой сказки. Люди не читали пьес Гольдони, но о Труффальдино из Бергамо краем уха знают. И этого часто хватает человеку любопытному, чтобы получить толчок к действию.

Да, есть люди, которые не знают Шекспира и которым все равно: писатель или ученый Воннегут, но даже они порой цитируют Гамлета и пишут в постах как завершение мысли: "Такие дела". От культуры не убежишь, пусть даже и такой искореженной, как наша.
Впрочем, к изначальному предмету спора это не имеет никакого отношения.

Дейдре, мне, кстати, показалось, что эту книгу писала моя преподавательница по русской литературе с кафедры истории русской литературы. На семинарах мы так и обсуждали Петрушевскую и Толстую и гротеск в их творчестве... Но это, конечно, не она.
С попаданцами, кстати, немного иной коленкор. Они, несомненно, находятся в струе нынешних желаний массового читателя (терпеть не могу это словосочетание), который даже не подозревает о том, что он (да и вообще практически любой гражданин бывшего СССР) страдает от неразрешенных конфликтов исторического прошлого. Они также относятся к "низкому жанру", который все-таки ставит перед авторами самые примитивные задачи: чтобы героев подстерегала везде опасность, но он бы благородно и героически ее разрешал; чтобы были сильные страсти; чтобы все враги были уничтожены, а все хорошие летели на самолетах/звездолетах/воздушных шарах к светлому будущему. Но при этом большинство таких книг пишется по "зову сердца и души", не ради заказа. Получается, правда, все равно не очень.
Однако: это книги-однодневки. Не думаю, что следующее поколение читателей будет вспоминать о них и уж точно не будет на них учиться размышлять. Низкий жанр тем и низкий, что не предполагает лишних размышлений, и даже самый примитивный читатель это сознает.
А вообще, если честно, мне кажется, что современная русская литература находится в неком стазисе, в ожидании кого-то, кто придет и всколыхнет это болото, в котором все исказилось хуже, чем в кривом зеркале. Премии, которые присуждаются в одном кругу, где пережевывается одно и то же. Бессмысленные союзы писателей, которые могут выдать корочку любому за деньги, а два основных - как разошлись на политических мотивах, так и выродились. Все обесценилось. Невозможно понять, кто чего стоит, если ориентироваться лишь на награды. Однако этот застой мысли - не из-за того, что нет талантливых людей, а из-за безвременья, из которого мы вырвались на короткое время, а потом вновь туда упали.
Про госзаказ еще потом напишу ))

2017-11-19 в 20:16 

Ум, честь, совесть, записная книжка на выделенном носителе. Включена функция самообучения
Дейдре, не уверен, что здесь применимо понятие госзаказ, скорее это требование рынка. Читатель хочет, чтобы герою было плохо, чтобы он выползал из говнища, перманентно падая из одной ямы в другую, не потому, что это преобразует его характер, а потому, что читатель любит чужие страдания. Такой читатель ничем не отличается от кумушек на лавочке, просто вместо соседей он наблюдает персонажей и платит именно за это. Этот заказ идёт не сверху, он самый что ни на есть народный, потребительский, потому что читателя тоже не воспитывает. Поэтому обидно, когда автор вдруг начинает писать это. Бросать надо такого автора. Это легко, я пробовал и не раз.

2017-11-20 в 22:38 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Маримо Ю, бросать такого автора надо попробовать, да.

URL
     

Записки водоплавающего архивариуса

главная