05:48 

Исход актера

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
И был у меня великолепный вечер: сходила я на "Исход актера". Каюсь, текст прочитала только сейчас, уже после увиденной интерпретации, но, возможно, это и к лучшему. Мишель де Гильдерод. Ассоциативный ряд: первая треть-середина XX века, Бельгия, Метерлинк. Камю. Океаны символизма. Моря абсурда. Такой вот внутренний поиск по ключевым словам. Он не подвел, в тексте все это заложено. Вот только прочтение Микаэля Штерна оказалось не просто полностью по контексту - больше, чем полностью. Я ожидала, что будет хорошо. Я не ожидала шедевра. А, как выяснилось, очень зря.
Вообще, я не театрал, но символистов люблю. Видела "Синюю птицу", до сих пор мне в кошмарах снится. Видела "Слепых", вспоминая которых на всякий случай чувствую себя идиоткой - настолько концептуально, что для меня за гранью восприятия. "Исход актера" я не совсем видела, я к нему прикоснулась. Или он ко мне? Сейчас, прочитав текст пьесы, я особенно отчетливо вижу, насколько велика была в этом заслуга режиссера. Потому что мое воображение подбрасывает мне предметный мир, отталкиваясь от которого выстраивается символическое пространство. Да ничего подобного!
Мы входим в зал, классический такой зал - прямоугольник помещения подчеркивается выступающим прямоугольником сцены и добивает темной прямоугольной аркой над сценой - сложно придумать что-то более материальное, чем прямоугольник. Хуже, пожалуй, только квадрат. Занавес поднят, все на виду. Никаких тайн - вот тебе все пространство, получи и распишись: минимализм в чистом виде. Очень смелый ход, который требует максимума от света, цвета и человека. И, черт возьми, максимум был выдан. Как бишь там, если по тексту: этими фразами... в этой гнилой дыре... мы и должны творить волшебство!..
И было мне волшебство. Сразу же, без перехода. Просто погас свет в зале, просто осветитель начал свое таинство и квадраты исчезли. Вместо них появились лучи, а еще - текстура тканей, пляска теней. И пространство вдруг ожило и приобрело объем. Знаете, одно дело - читать Ларионова о лучизме, смотреть репродукции, эскизы декорации, пытаться представить себе манифесты авангардного театра живьем, совсем другое - действительно увидеть освобождение формы. Вдруг. Внезапно. Это первое мгновение, еще до выхода актеров, мгновенно подбросило планку ожиданий и, поразительно, но концентрацию прекрасного удалось выдержать до конца.
После этого луча вдруг послышались разговоры, настолько безбожно фальшивые, что захотелось заскрипеть зубами, но за тот прекрасный луч я приготовилась прощать. А прощать было нечего: потому что диалог и должен был быть насквозь фальшивым: именно так, потому что яростный абсурд. И браво! Несколько минут уходит на это осознание и только затем раскрываются герои.
Роза. Великолепна в своих "потугах сыграть" трагическую героиню и какая точная интонация "я-то начинала на скамейке в сквере". Кстати, в образе Розы интересное разночтение: когда она приходит к больному Ренатусу, то в тексте пьесы рассыпает фрукты: после фантасмагорического бреда умирающего подобное будничное явление к постели больного создает очень резкий переход к реальности. Но в этой постановке нет места реальности, она исчезла вместе с квадратами зала, а потому - актеры приходят фактически тенями: вместо противопоставления, пусть и скрытого - несколько миров. Они не пересекаются, эти миры, но кое-где есть точки соприкосновения. Центром одного из таких миров стал Гюстав, особенно когда на поминках потерял собрата-поэта. Было в этом что-то чеховское, оригинал я прочитала немного иначе, более полярно. Но какое филигранное смещение акцентов!
Арманда фантастически прекрасна, она пребывает на границе нескольких пространств. Если Роза играет явно не свою роль, то Арманда не то чтобы не знает какая из ролей прирастет к ней. От фальши к искренности через попытки докричаться, но докричаться именно через принятие на себя не слишком привычной роли.
Жан-Жак - единственный, к кому у меня есть хоть какие-то претензии, он несколько выбивался из общего совершенства. Чем дальше разворачивалось действие - тем больше я хотела видеть самовлюбленного поэта: незлого, но эгоистичного. Эдакого нарцисса, мятущегося, но нарцисса. Жесты и слова персонажа располагали, но интонации! Сквозь наслоение роли настолько явно звучал "хороший человек", что чего-то все-таки не хватало, было ощущение, что актеру неуютно в шкуре собственного персонажа. Впрочем, к финалу Жан-Жак реабилитировался: за любовную сцену ему можно простить почти все, а уж за беседу с ангелами и подавно.
Ренатус великолепен от первого явления до последней точки. "В жизни или смерти человек всегда один: где-то больше света, где-то чуть плотнее дым". Это бездна. Это экстаз. И искренность, абсолютная искренность. Ему веришь настолько, насколько вообще можно верить человеку и персонажу, зал исчезает, исчезаешь ты - есть только он.
Фагот - второй персонаж, который пробрал меня до самых глубин и бездн. Мим - наблюдатель жизни, на глазах которого и во многом благодаря которому, трагедия, превратившись в фарс, остается трагедией - трагедией абсурда. Как бишь там у Камю, чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью, актером и декорациями. Да, Камю постоянно вспоминался: от Луны, которая венчала все это царство иллюзий, до общих и целых проблем бытия земного. Вообще, смерть героя здесь именно смерть героя. Я не раз плевалась на то, как часто от смерти отмахиваются - как будто просто фигурку с доски смели - и все. Или, напротив - как часто ей придают слишком много значения: не очень хочется признавать, что человек живет хоть и дольше твита, но не намного. Это пугает. И все же смерть - это всегда трансформация реальности, о чем порой современные авторы искушаются забыть. И спасибо, что здесь не забыли, напротив - любовно подчеркнули линию, сумев избежать романтического надрыва и не скатиться при этом в чернуху.
Ангелы это вообще экстаз в абсолюте: их явление и исход в зал... Вот здесь мне как-то стало не по себе, сошлось все - и свет, и образ, и музыкальное сопровождение. Именно здесь, на явлении ангелов, музыка впервые вышла для меня на первый план, до этого - исключительное торжество света (луча), а звук лишь дополнял эту линию.
Осветители, о гениальные люди! Без них этого спектакля бы не случилось, потому что они творили пространство. Пожалуй впервые я видела как свет и тени не просто играли наравне с актерами - были больше, чем актеры.
В итоге получился шедевр: классика, которая не устаревает, сохраняя актуальность. Тут сложно говорить о каком-либо новом прочтении - постановка идет вроде бы полностью по тексту, и большинство эффектов вроде бы по тексту, но есть и некое неуловимое "за текстом": все или почти все участники действа очень хорошо понимают что они говорят и показывают, привносят это понимание. Вещь прочувствованная, вещь выстраданная, это чувствуется. В будущем году ожидается повторение, всячески рекомендую. Ну и заодно, пользуясь случаем, вот они: Театр-студия Своё Время.

изображение

@темы: Светская жизнь

URL
Комментарии
2015-11-24 в 02:31 

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
Немножечко Ренатуса.
И спасибо за чудесный отзыв! Очень искренний и очень продуманный и прочувствованный. И за отсылки к другим авторам.
Вот вам кусочки чуда, тут в основном главный герой:


читать дальше

2015-11-24 в 03:19 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Alma Mahler, ох, спасибо! В своем пограничном безумии и соприкосновении с бездной Ренатус великолепен. И здесь хоть немного поймано то волшебство света, благодаря которому спектакль жил. Увы, его очень сложно остановить в кадре, но хотя бы так!

URL
2015-11-24 в 11:12 

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
Дейдре, этого человека вообще нормально сфотографировать нереально -- у него очень быстрая смена пластики и выражений лица. Обычно за ним бегают с фотоаппаратом :) С остальными как-то легче :)
А свет увы -- это трудно поймать. Жаль, что не было двух наших прекрасных фотографов -- разболелись люди. Но вот ждем фоточек еще от одной девушки, когда она из командировки вернется.

Ну вот вам фотку чуть более раннюю и "домашнюю" -- просто на счастье,

А еще Вам можно сюда. В общем-то, с театром тут связано все. Вернее, с Ренатусом.
stihi.ru/avtor/almamahler
Мы незнакомы с Вами, но "позвольте, я Вам откроюсь" (с)
Меня зовут Александра, я по иронии судьбы сестра Микаэля, композитор и тоже режиссер.
Правда, у меня не драматический, а музыкальный театр. Но почти половина актеров у нас участвует в обоих коллективах :)

2015-11-24 в 14:03 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Alma Mahler, о, знаю! Да, таких людей действительно надо подлавливать! На этой фотографии вообще третий человек. Спасибо, есть счастье.
А музыкальный театр там же дислоцируется?
*Спасибо за ссылку, зачиталась.
– Да вроде бы рутинная работа –
Спасти кого-то. А кого-то сжечь. :lol:
Очень рада знакомству. Насколько я вижу, мы с вами еще и собратья по Дороге. Я Дейдре или Дей, немножко путешественник, немножко филолог, немножко фотограф и все остальное.

URL
2015-11-24 в 14:29 

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
Дейдре, третий -- в смысле? :)

А кстати, фарс -- про постановку "Исхода", Мишеля Вы, я думаю, узнали, Рене тоже :) ну и всех остальных.
Нет, наш театр на Волгоградском проспекте, Сибирский проезд, ДК "Стимул"

Да, я тоже человек дороги. Можно Саша, можно Альма. Композитор, режиссер, немного художник-график, стихи тоже пишу :)

2015-11-24 в 14:31 

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
Дейдре, третий -- в смысле? :)

А кстати, фарс -- про постановку "Исхода", Мишеля Вы, я думаю, узнали, Рене тоже :) ну и всех остальных.
Нет, наш театр на Волгоградском проспекте, Сибирский проезд, ДК "Стимул"

Да, я тоже человек дороги. Можно Саша, можно Альма. Композитор, режиссер, немного художник-график, стихи тоже пишу :)

2015-11-25 в 03:00 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Alma Mahler, в том смысле, что он очень разный, я не уверена, что поняла бы, что это один и тот же человек. Да, народ в фарсе узнаваем:)

URL
2015-11-25 в 03:09 

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
Дейдре, он замечательный актер, поэтому и разный. На фото он в прикидке к роли Фесте -- совсем иной образ, конечно.

2015-11-26 в 22:57 

Медвежуть Озёрная
... И зачем мне, право, моя душа, если ей у тебя, мой гость, хорошо?..
Дейдре, Спасибо за великолепный и подробнейший разбор спектакля!

2015-11-27 в 10:58 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Медвежуть Озёрная, на здоровье! Рада, что он вам пригодился)

URL
     

Записки водоплавающего архивариуса

главная