13:55 

Атлант расправил плечи

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Внезапно оказалось что у книги Рэнд Айн Атлант расправил плечи есть экранизация. Мне стало интересно как может быть экранизирована идея, философское произведение. Здесь ведь сюжетом не отделаешься, куда важнее то, что стоит за ним. Хотя и сам сюжет, конечно, имеет значение. Чего стоят диалоги о природе закона:
— Вы действительно считаете, что мы хотим, чтобы эти законы выполнялись? — продолжил доктор Феррис. — Мы хотим, чтобы их нарушали. Вам следует уяснить, что перед вами не команда бойскаутов, и тогда вы поймете, что наш век — не век красивых жестов. Сейчас время силы и власти. Вы вели осторожную игру, но мы знаем настоящий трюк, и вам надо научиться ему. Невозможно управлять невинными людьми. Единственная власть, которую имеет любое правительство, — это право применения жестоких мер по отношению к уголовникам. Что ж, когда уголовников не хватает, их создают. Столько вещей объявляется криминальными, что становится невозможно жить, не нарушая законов. Кому нужно государство с законопослушными гражданами? Что оно кому-нибудь даст? Но достаточно издать законы, которые невозможно выполнять, претворять в жизнь, объективно трактовать, — и вы создаете государство нарушителей законов и наживаетесь на вине.
В общем, книга не просто стоящая, но еще и чертовски актуальная здесь и сейчас.
И вот, экранизация, в трех фильмах. Очень слабая экранизация. Единственное - прекрасен образ главной героини - как она стареет и молодеет под тяжестью свалившегося на нее, как сгорает и восстает из пепла. Красиво, хотя многие детали упущены: если в книге это апофеоз отчаяния, на кульминационном моменте девушка находится уже за пределами добра и зла, что и толкает ее на отчаянный поступок, который оборачивается спасением, то в фильме это не настолько явно. Хотя тоже очевидно, конечно.
Мне кажется, что беда этой экранизации именно в том, что она - экранизация. Фильм старались снять как можно более близко к тексту, именно это его и погубило. Все, что мне показалось удачным, находится как раз там, где есть отступления от текста: один дизайн офисов чего стоит. А там, где фильм максимально близко подходит к книге - третья часть, там даже закадровый комментатор для экономии времени появляется - как раз вышло хуже всего.
Вот я и думаю: а может быть экранизация и должна быть эдаким своеобразным фанфиком? Может быть чем дальше она от оригинального текста - тем лучше? Да, важно сохранит основную идею, но экранизация - самостоятельная вещь, с другими изобразительно-выразительными средствами. Так почему бы не использовать их в полной мере? Чем дальше фильм уходит от слова к образу - тем он удачнее. Так стало быть вместо того, чтобы давать закадровый комментарий - стоило показать ту мысль, которая была выражена в книге. Подвести читателя к ней. Или, на худой конец, подвести к другой мысли, поспорив с выводами автора книги: тоже вариант, почему бы и нет? Но ни в коем случае не пересказывать.
В общем, сюжет вроде бы и воплотили, а вот смысл потеряли. Хотя потраченного вечера мне не жаль.

@темы: Книги, Кино

URL
Комментарии
2015-11-14 в 16:56 

Slag
женщина, ищущая свое Слово
а по мне первая часть экранизации была еще более менее. И актриса была хороша. Но вот остальные две с трудом досмотрела. лучше читать. Хотя как минимум в первой части видно, что режиссер прорабатывал детали и в целом не понравилось. Даже человек который не читал книгу. уловил главную идею.

2015-11-14 в 18:25 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Slag, Я бы даже сказала, что первые две ничего, впечатление сильно портит третья. Что до главной идеи... Тут проблема в том, что в книге она раскрыта со всех сторон, по-настоящему многогранно. В фильме это теряется. Кое-что держится, и этого бы хватило на "неплохую экранизацию", если бы не третья книга, где символизм сливается в ноль, этот закадровый голос убивает динамику процесса (а ведь там именно процесс и его надо было показать как процесс), ну и вообще центр внимания смещается к любовной истории, что уже ересь, я бы сказала. Потому как выбор Дэгни в книге куда значительнее, чем он показан в фильме.

URL
2015-11-14 в 18:55 

Slag
женщина, ищущая свое Слово
Дейдре, по мне вообще уже кощунство эту книгу вкладывать в 3 фильма. мини-сериал, да , но трех фильмов мало для такой идеи.
а 3 фильм я не осилила:)

2015-11-14 в 21:33 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Slag, я бы не сказала, что кощунство. По-моему можно было уложиться в 3 фильма, хотя мини-сериал, конечно, уместнее. (А 3й фильм ужасен, и не смотрите. Он в разы хуже 1 и 2). Но для того, чтобы уложиться в 3 фильма нужно было уйти от слова к образу. Это не так уж просто, но работает. Вот вспомните как оформлены офисы Таггерт Трансконтинентал и Риарден Стил. В случае офиса Риардена эдакий колючий дизайн подчеркивает ершистый и прямолинейный характер самого героя, который подчинил себе эту реальность, пронзил ее, создав с нуля свое дело и свой металл. А вот с железной дорогой интереснее: оформление офисного здания как бы да, намекает, что компания древняя, с традициями. Но это в полной мере раскрывается когда мы видим мосты: старый и новый. И тот, и другой прекрасны. И тот, и другой - прогресс для своего времени. Мы видим дело, которое было сделано хорошо 100 лет назад и которое теперь сделано хорошо наследниками. Этот момент меня очень сильно порадовал. Прекрасен момент авиакатастрофы, где Дэгни с каждым новым эпизодом старевшая под тяжестью происходящего - выходит за грань, оказывается за пределом отчаяния, и у нее остается только один вопрос. Мне даже понравилось (пусть и не сразу), что это было сделано ретроспективно: момент стоило подчеркнуть. Другой вопрос, что подобных образов мало. Выразить мысль визуальным образом вообще непросто и - увы, увы - недокурено. Слишком старались близко к тексту идти. В итоге ни один из героев не раскрыт, 70% тем срезано и выброшено, все снималось ради главной идеи. Только главную идею можно в статье высказать, для этого трилогию писать не нужно. Смысл трилогии в том, что идей больше, чем одна. Точнее, идея одна, но раскрыта с разных сторон. Изнутри и извне, при том весьма целостно. Мини-сериал делать... Может быть это и помогло бы в случае "близко к тексту". Могло бы. Опять-таки, вопрос в том - как именно...

URL
2015-11-24 в 11:14 

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
Я так и не смогла досмотреть этот фильм.
Когда-нибудь сделаю аудиокнигу, правда, первым номером все-таки возьму "Источник". я его люблю еще больше.

2015-11-24 в 12:48 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Alma Mahler, а я Исход еще не читала, он у меня следующий в списке, но судя по тому как мне его рекомендовали - должен быть прекрасен. На счет фильма прекрасно вас понимаю, после книги удручающе. И с каждой следующей частью все хуже. Вот как можно было так испоганить хорошую вещь? Ну сделали бы фильм о другом, мог бы получиться хороший фильм, но зачем настолько буквально? Эх...
Аудиокнига... А вот с удовольствием бы послушала, кстати. Потому что да, Атлант из тех вещей, которые должны звучать. Там очень много интонаций. Буду ждать!

URL
2015-11-24 в 13:15 

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
Дейдре, если удастся уговорить кой-кого на Риардена :)))) Но на Рорка из "Источника" я его просто уломаю силой :)
Но он сам обожает Айн Рэнд, в общем-то с его подачи и я подсела.

А в аудиокниге можно будет и поучаствовать, если есть желание :)

2015-11-24 в 14:05 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Alma Mahler, желание есть, я правда не уверена, что мой голос сыграет, хотя попробовать можно. Очень давно не слышала себя в записи. Зато я точно могу резать и клеить аудиодорожку)

URL
2015-11-24 в 14:33 

Alma Mahler
Рыцарь не сквернословит - он говорит с народом на его языке.
Дейдре, это просто замечательно! На самом деле, это большой проект будет... у меня еще до него "Час Быка" в планах, "Источником" займемся попозже. Но все равно -- это БУДЕТ.

2015-11-25 в 03:01 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Alma Mahler, это главное. В общем, я с огромным удовольствием поучаствую, ибо проект стоящий!

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Записки водоплавающего архивариуса

главная