Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Сходили сегодня, то есть уже вчера, на фильм Фотограф. Давно я не получала столько концентрированного удовольствия от фильма. Во всяком случае, от фильма такого типа. Фильма о тусовке, людях и человеке. И неизбежно о творчестве, потому что фильмы о тусовке другими быть не могут и не должны. Возможно, мне не везло с выбором, но большинство из того, что я видела, предполагала некое "но". Дом Солнца: да, но обязательно ли было все упрощать? Призрак Оперы: да (фильм - совершенство, как я уже говорила), но среда показана запредельно корректно. Это чувствовалось при просмотре и подтвердилось, когда я открыла оригинал. Жесть, где моя жесть? Где безумие творчества, сжигающее творца изнутри? И, если можно, покажите мне это безумие не как трагедию, а как данность. Как модус бытия земного, что ли. Сложно жить в бесконечной депрессии. Люди, живущие на грани, приучаются как-то взаимодействовать с этим огнем. Пламя уходит на глубину, пламя выплескивается в произведении искусства, пламя заставляет их идти дальше, встречая вызовы на равных. Ну, или пытаясь встречать. Я почти смирилась с тем, что совершенства не будет, а посему можно смотреть другое. Призрак Оперы, к примеру, фильм совсем о другом, эта тема в нем фоново проходит. Но тут мироздание подарило мне фотографа.
Лента представляет собой творческое переосмысление биографии конкретного человека. Как пишут в анонсе, судьба Яна Саудка здесь показана, как горькая эротическая комедия. Слов "горькая эротическая комедия" я побаивалась, но они предельно точны. Есть ли в фильме юмор? Возможно, хотя в глаза не бросается. Комедия здесь скорее в классическом понимании жанра - так или иначе, но все остались живы: и человек, и творец - вопреки всему случившемуся. Горькая? Да, это очень горькая история. Тем лучше, что подана она без набившей оскомину чернухи. А учитывая, что сценарий к фильму был написан совместно с Яном Саудкем - тем более поражает внутренняя сила этого человека, способного посмеяться над перипетиями своей судьбы, ничего при том не обесценив. Просто окинув жизнеутверждающим взглядом прошедшее поставить вопрос.
История получилась очень многоплановая. Это и биографическая история, и историческая биография. Перед зрителем проходят три эпохи, каждая из которых пыталась по-своему уничтожить творца. И поразительно как это сумело самое безопасное время. Каждая из трех эпох проходит вполне зримо и очень цельно. Не углубляясь в детали, создатели не теряют главного. Однако, фильм и не об этом: не социальная трагикомедия перед нами, хотя элементы в наличии.
Фильм о людях. О людях разных эпох. О мужчине и женщине. О творчестве - о, да, тема гения и копирования раскрыта очень сильно. О проблеме поколений... Список долго можно писать и все равно что-нибудь забудешь. Уже потом, в кофейне, согревая замерзшие руки о большие чашки чая с корицей, мы с Дени неуверенно пытались свести линию к чему-то более или менее однозначному. Выделить главный конфликт. Договориться сперва о чем был этот фильм, прежде чем обсудить увиденное. Нам было сложно. Не уверена, что мы смогли. Очень многоплановая вещь, которая подводит к мысли "стыдно так жить", а вот как именно - однозначного ответа-то и нет. Но постмодернизм на то и постмодернизм, чтобы побеседовать со зрителем, заставить пресыщенного реципиента стать со-творцом происходящего на экране. В "Фотографе" это удалось сделать.
Удивительно искренний фильм, жизнеутверждающий и правдивый - крайне редкое сочетание. Лично меня он заставил задуматься о том, сколько фальшивых слов я употребляю просто ради того, чтобы было красиво. Красиво, быть может, звучит. Но вот насколько точно?
В общем, это прекрасная вещь. Всем рекомендую!
Вот здесь небезынтересная статья и некоторое количество фотографий Яна Саудка. Хотела приложить что-нибудь к посту, но не могу. Это надо смотреть в комплексе и вне контекста. Но смотреть обязательно.

@темы: Кино