05:24 

Блуждающие звезды, Чужой и мистика Кэртианы

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Кэртианские сьентифики-астрономы придерживаются взглядов, сходных со взглядами Птолемея, полагая Кэртиану центром мироздания, вокруг которого вращается небесная сфера с неподвижными звездами, светила (Солнце и Луна) и блуждающие звезды, называемые также аксенаями.

Аксенай (от ξένος )
1) чужой
2) чужеземный
3) чуждый, посторонний, непричастный
4) странный, необычный, неслыханный
II.
ион. ξεῖνος ὁ
1) чужестранец, иноземец, странник (пользовавшийся защитой законов)
3) воен. иноземный наемник
4) связанный узами взаимного гостеприимства (хозяин или гость), друг, приятель


Долго не могла понять в чем фишка, потому что первым вылетаешь на негостеприимство и однокоренные к нему, но по контексту не подходит. Тогда я решила посмотреть собственно корень, а значение приставки ἀ- пробить отдельно. Вот что вышло:
1. при добавлении к разным частям речи образует слова со значением отсутствия (ἀ privativum), соотв. русск. не- ◆ ἀμαθής , без- ◆ ἀθάνατος
2. при добавлении к разным частям речи образует слова со значением совместности, объединения (ἀ copulativum), соотв. русск. равно-, одно- ◆ ἀτάλαντος , совместно, со- ◆ ἀχόλουθος
3. при добавлении к разным частям речи образует слова со значением усиления (ἀ intensivum), соотв. русск. сильно, весьма ◆ ἄξυλος ◆ ἄβρομος

Соответственно, Аксенай это у нас совместно с чужеземцами. Абвениями, ага. А то и не-чужой. Или еще что-то в том же духе. Кстати, особенно хорошо смотрится в помножении на роль обычая гостеприимства (Абвении среди людей на Изломе ходят). Короче говоря, выходит, что звезды единения с Четверыми. С конкретными аксенаями все вроде понятно, кроме одного, самого интересного:
Пятая и последняя из блуждающих звезд Дейне, называемая в древних источниках Алэксион, невооруженным взглядом различима лишь в середине круга. В начале и конце ее свет слабеет, а в переломные годы она вообще исчезает с небосклона. Дейне обладает переменным блеском, светясь то алым, то голубым, то серебристым, то золотым.

Дейне (от δεινός )
1) внушающий благоговейный трепет или священный ужас
2) страшный, ужасный, грозный
3) перен. страшный, ужасный, в знач. необычайный, огромный
4) странный, неслыханный
5) важный, значительный, тж. великий, замечательный; превосходный

Алэксион (от ἀλέξω )
1) отражать, (пред)отвращать, отгонять прочь
2) охранять, оборонять, защищать
3) med. сводить счеты, расквитаться

В общем, звезда Закона, по большому счету. Итак, к Излому она исчезает, зато Четверо спускаются в мир и ходят среди людей. Точнее ходили. Потом им пришлось уйти (и назваться Абвениями), но вместо себя они оставляют потомков.
Краеугольным камнем абвениатства было утверждение о божественном происхождении династии Раканов и Четырех Великих (иногда их называли Высокими) Домов, некогда правивших слившимися в Золотую Анаксию Надорэа, Борраской, Пенья и Марикьярэ. Тех, кто принадлежал к Высоким Домам, называли эориями (наиболее адекватный перевод со старогальтарского - "существующий здесь и сейчас", "бытийствующий").
Абвениаты считали, что Четверо, решившись на неопределенный срок покинуть Кэртиану, сделали это не сразу. Сначала боги избрали подруг из числа смертных и наделили рожденных ими сыновей частью своей силы, одновременно наложив на потомков ряд запретов и ограничений, призванных исключить использование божественных даров во зло. Сыновья Абвениев стали владыками четырех анаксий, склонившимися перед Повелителями-Раканами.

Ну, эсператисты-то со мной согласны:
Сведения об антагонисте Создателя достаточно противоречивы. Его имя неведомо. Святая Эсператия его именует Чужой и Враг, в быту же обычно употребляют эвфемизмы Зеленоглазый, Леворукий и Повелитель кошек.

А теперь вспомним значение слова анакс (ἄναξ ) в старогальтарском языке:
1) повелитель, владыка
2) предводитель, вождь, начальник, глава
3) хозяин, господин
Я раньше от значения "хозяин, господин" отмахивалась, но вот... Вот! Да на фонарь этих эориев! Все они - слуги Чужого! Скверна, говорите?! Возможность самому, без всяких там велений свыше решать свою судьбу?! Да получите!
В общем, у меня такое чувство, что именно таким вот образом народы Кэртианы и докатились до эсператизма. Хотя Создатель ведь тоже пришлый... Проблема. Но, знаете... Как-то вот а нужны ли народу эти прекрасные эории?


@темы: ОЭ, Самоучитель старогальтарского языка

URL
Комментарии
2015-06-15 в 07:52 

tuully
А "Абвении" тоже как-то переводятся? не знаю, потому и спрашиваю.Могу только предположить, что если ab ovo - от яйца, то значит ab venus - или от Венеры (что нелогично, т.к. Венеры-то там и не было), или от Вени - что, теоретически, возможно, ибо кто знает, как на самом деле того создателя звали...

2015-06-15 в 08:00 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
tuully, переводятся, почти все переводится, во всяком случае то, что введено в канон изначально. С Абвениями все проще: Ушедшие. Ab - приставка, а корни мы по veni, vidi, vici мы и без словаря помним:)
C остальными интереснее. Мое любимое - Эсператия: закат и ожидание))) Только ради подобной игры вообще имело смысл заморачиваться с двумя древними языками, вместо одного.

URL
2015-06-15 в 08:08 

tuully
А если серьезно, очень даже серьезно, то я не ПОНИМАЮ все этих штук с абвениями и наследственной магией. Вот что у незаконнорожденного потомка она может проявиться - да, ОК, это даже в первой из повестей, про Гальтару и того художника, уже понятно.
Но если у какого-то Повелителя не один сынок, а несколько?! У всех проявится магия? а если вдруг связать ее с генетикой , то как объяснить?! Ладно, допустим, вся магия досталась третьему сыну, два первый обезмаженные. И вот в силу каких-то обстоятельств этот сын-наследник магии погибает. Проявится ли магия у потомков старших сыновей? С магической точки зрения - да, ведь если конкретный человек чем-то провинился перед абвениями, то это не значит, что провинился весь род, и деду-" чистому" перед богами. надо дать шанс воспитать правильного мажонка-внука.
Но тогда как же быть с генетикой?! Одно из двух - магия или доминантный признак, или рецессивный, если рецессивный. то как раз и возможно "внезапное" пробуждение способностей через поколение-другое-третье, у вроде бы случайного человека.
Умножим всё это на демографическую ситуацию, где большая рождаемость (большая и смертность, но не настолько страшная, чтобы народ вымирал прям косяками), на свободу нравом и достаточно терпимое отношение к внебрачным потомкам, и что получится? что у каждого двадцадтого в стране чисто теоретически ДОЛЖЕН проявляться один из видов магии.
А то и два-три, ведь может же быть так, что по одному дедушке от Придд, а по другому - какой-нибудь надорский изгнанник. Чья магия возобладает? Или должно быть две магии? а почему нет?

Должен быть маг только один в поколении? Четыре мага на всю страну? Хорошо, вот их четыре, и один вдруг попадает, ну, скажем, под дождь и получает пневмонию, от которой умирает через неделю. Тогда не за 1600 лет пропадут следы магии, а лет за 100 максимум, раз она связана с жизнью всего четырех человек!!!


Но что я вообще не могу понять - так это отсутствие магии у женщин.
При том, что та же Матильда видит вещие сны, а это вроде как разновидность магии, те же мать и дочь Арамона, тоже обладают способностью к беседам с умершими - как хотите. но это тоже подвид магии. Мэллит использовали в магическом обряде, как куренка, что вообще оскорбление всей идее феминизма. Кстати, если Мэллит вообще бесталанна в магическом отношении, как же она может сопротивляться действию сил, которым была отдана в залог???
В общем, странно всё это.

2015-06-15 в 08:32 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
tuully, Но что я вообще не могу понять - так это отсутствие магии у женщин. а откуда мы знаем, что магии у женщин нет? Ко всему, сказанному в тексте, будь то приложения, прямая речь или еще что, в данном случае стоит, имхо, подходить с точки зрения репортера. Кем сказано, кому и при каких условиях. Про отсутствие магии у женщин мы знаем из приложений про религию. Причем в разделе про культ Четверых об эого не говорится. Цитирую:
читать дальше
Вот, собственно, и ответ: патриархат, такой вот патриархат. У кого дрын - тот и вода. Дрын у мальчиков. Прибавь к этому, что магия может проявиться не только у потомков Абвениев, те же жрецы не могли принадлежать к сословию эориев, однако какими-то силами обладали. Что до каждого 20го - как-то так, да. А почему бы и нет? Каждый 20й в принципе может думать, какой процент пользуется этой возможностью? Гораздо проще постить котиков. Здесь то же самое: наличие гена еще не значит, что человек будет его развивать. А если будет - не значит, что развивать будет правильно: знаний-то почти нет, многое уничтожено. Что получается - то получается стихийно. Отец Герман вот не будучи эорием смог что-то эдакое сделать. И гоганы могут, хотя не эории. Но есть еще фактор внутренних механизмов мира. Вот как с Робером во время Осенней охоты: память крови пробуждается. В магии такое понятие тоже есть, кстати. Я думаю, это случается с тем, кого "выносит на гребне волны".

Должен быть маг только один в поколении? нет. Повелитель - один, а маг - нет. Пламя Этерны, конфликт как раз строится на том, что несмотря на все посвящения Эридани, у Ринальди слишком ярко проявляется сила Раканов. Здесь уже стоит порассуждать о полуразумном выборе силы (Эридани убил своего старшего брата, чтобы получить власть), но магия крови Раканов есть у каждого из них. А вот у Эрнани нету. И есть у меня смутное подозрение, что уже он был бастардом.

А вообще - моя трава по мистике - это философия языка, все остальное я так или иначе вывожу отсюда)))

URL
2015-06-15 в 11:06 

рокэалвалюб
Простите, как Эрнани был бастардом? Я слышала намеки, что и Лорио Борраска был не похож на эория и на Повелителя Ветров, но как? У них же есть терраса! Или есть свечение одним или четырьмя цветами,или терраса человнка не пускает.

2015-06-15 в 11:16 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
рокэалвалюб, я не настаиваю, это мое имхо, доказательств нет:) Подозрительна мне серая лихорадка, которая была также и у другого Эрнани. И тоже на Изломе. И про того мы точно знаем, что он - бастард. Сдается мне, что нападает она на тех, кто занимает чужое место. И болезненный Ракан Эрнани (учитывая, что носителей крови хранит Кэртиана и это заложено в магию мира) в стройную картину как-то не вписывается. Да хоть бы астэры исцелили, если бы действительно Раканом был.

Лорио Борраска был не похож на эория и на Повелителя Ветров
На счет террасы... Не знаю, если честно. А на нее точно ходили все? Допустим, что да. Скорее всего был какой-то обряд, связанный с совершеннолетием. Но не уверена, что на террасу ходили все. Младшим сыновьям зачем? Скорее всего на террасу мечей поднимался новый Повелитель. Или в спорных случаях выходили. Что касается Лорио - ну, от человека ведь тоже что-то зависит. Мог просто характер немного другой получить в результате всяческих жизненных коллизий. Робер, каким мы его видим в ОЭ, не слишком похож на Астрапа. Хотя, судя по воспоминаниям, раньше был другим, более пламенным. Да и Окделлов не назовешь склонными к размышлениям. В общем, мало ли что там люди себе наоценивают кто похож, а кто нет? Я так думаю. А Лорио в моей версии событий - просто очень хороший человек, что на Изломе не слишком уместно, а в сословии эориев - губительно.

URL
2015-06-15 в 23:40 

рокэалвалюб
Лихорадкой был еще и Лантеро Сольега болен.Он на чужое место не претендовал.
Его не зачем исцелять, он выбракованный материал, сначала у него братья, потом племянник. Вот если бы погиб Альбин и Рино не смог вернуться, тогда да. Астеры даруют долгую жизнь, но не исцеляют от беспдодия, скорее наоборлт.

2015-06-16 в 06:07 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
рокэалвалюб, не в астерах дело. Сольега не был эорием. Если мы исходим из того, что эории действительно потомки Четверых, то бишь Одиноких, пришедших дабы защитить мир, то они должны быть защищены от скверны. Ричард теряет эту защиту только нарушив клятву.
Мне не нравится, что лихорадка "серая". Все, что серое, в этой книге от раттонов, Камша это неоднократно по тексту подчеркивает. Опять же, это "мир болен". В общем, подозрительная мне эта серая лихорадка, ничего с собой поделать не могу.

URL
     

Записки водоплавающего архивариуса

главная