Выселяют музей Арктики и Антарктики

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Российский государственный музей Арктики и Антарктики может лишиться помещения, которое он занимает 75 лет – Росимущество признало право прихода Единоверческой церкви на возврат здания музея.
15.02.2014 в 23:18
Пишет hound:

Про музей Арктики....
...похоже и у них теперь традиционные нынче проблемы. Хотя раньше я думала, что старообрядцы все же более вменяемы, чем РПЦ.
www.colta.ru/news/2043

изображение

Мое личное недоброе мнение состоит в том, что храмов у нас более, чем достаточно, а вот с музеями явные проблемы. Вера от количества храмов напрямую не зависит, а вот сохранение культурного, исторического и научного наследия сейчас куда как актуальнее.

Я уже не помню в каком году, но шлялась я себе по Питеру и набрела на этот музей. Денег тогда не было вообще, даже сигарет купить было не на что. Сигарет я настреляла, старательно заполнив пустую пачку, но билет в музей за сигареты не продавался. Я посмотрела на музей и поставила себе мысленную галочку - непременно сходить.
Получилось только через несколько лет, хотя круги вокруг музея я нарезала исправно. Каждый раз то денег не было, то времени.
И вот, все сложилось, попала я в музей. Никогда особенно не увлекалась полярными исследованиями, но миф о полярниках, как мне кажется, у нас в крови, так что в музей я заходила с таким чувством, с каким заходят в запечатанную сокровищницу. Иначе говоря - мне было страшно интересно. Разумеется, если бы я интересовалась предметом, то именно в сокровищнице и оказалась бы, но я забежала мимокрокодилом. И все равно оказалась в сокровищнице.
Это было давно, но визит запомнился: быт и атмосфера. Музей был беден в смысле материальном: двери рассохлись, на полу кажется был старый паркет, который надсадно поскрипывал. Но даже такому мимокрокодилу как мне бросилось в глаза богатство экспозиции. По-моему, там было все. Я вышла из музея, унося с собой представление о героических людях, о том, как устроен их быт и немного о том, насколько исследованы полярные зоны. Теперь я знала, что там есть люди. А еще я знала, что там есть наши люди - в самых труднодоступных местах есть наши люди.
Я никогда не отличалась таким уж чтобы яростным патриотизмом - и патриотизмом вообще. Но в том музее внезапно ощутила сопричастность - ту самую, которую сейчас называют национальной идентичностью, наверное. Меня восхищали и полярники, и сотрудники этого музея: и в тех, и в других ощущался отблеск чего-то настоящего, отсвет архаических сражений человека со стихией. Воплощение мифа, ага.
Так вот, с тех пор прошло сколько-то лет (не помню сколько). Но сейчас мне было бы очень жаль этого музея, при том, что любви и интереса к полярным исследованиям у меня не прибавилось. Просто этот музей - часть моего Питера и, шире, моей России, вот и все.
И изображение часть моей России. А вот Храм Христа Спасителя - нет. Александровский сад, где можно поваляться на траве с книжкой или покататься на роликах (особенно ночью) - часть. Красная площадь, куда не всякий раз пускают - нет. И храм для 25 человек на месте музея Арктики и Антарктики частью России для меня не станет.
Может быть станет для тех 25, но, понимаете, это огромная разница: стать частью ощущения родины для мимокрокодила, который про Арктику и Антарктику знает из фильма земля Санникова и из книг Санина (ну про Беллинсгаузена и Лазарева, допустим, еще слышал) и стать частью ощущения родины для группы фанатов - это две большие разницы, я так думаю.
Надеюсь, музей переживет всю эту катавасию.

@темы: Философствование, Страницы из блокнота, Пропиваем глобус, Мемуары и ностальгии Выдры Черноухой, В процессе обдумывания, 5000 знаков про страдания

2014-02-16 в 00:43

Groemlin
Единоверы - это та ветвь старообрядчества, что признала приоритет РПЦ еще до революции, подконтрольна патриарху, так что всё логично.
А музей жаль. Много чего там есть посмотреть. И это один из трех петербургских музеев (после изгнания Военно-Морского музея из здания Биржи - один из двух), где в экспозиции есть самолёт..

2014-02-16 в 00:48

Никки смотрит на гусар
На небесах ангелы поют об отмене крепостного права. ©
Возмутительно :down:

2014-02-16 в 00:55

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Groemlin, логично-то оно логично, но - сам понимаешь... Я вот самолет не помню:) Я помню велотренажер, от которого заряжался аккумулятор, модель Антарктиды, где лампочками были обозначены станции и классификацию видов льда по цвету. Но в том музее я была как минимум лет 5 назад. Смешно, но из экспозиции исторического музея отчетливо помню только выдолбленную из полена здоровенную лодку. Экспозицию Пушкинского помню лучше, но мне там всегда нравилось и я захаживала. Даже магнитофонные экскурсии в отдельные залы брала. А из краеведческого музея Смоленска - открытки времен 1й мировой. Так что для мимокрокодила я музей очень хорошо помню. И мне его совершенно искренне жалко.
Никки смотрит на гусар, угу.

2014-02-16 в 01:31

Firuz
Вечность, живущая в смертной груди, бьётся в рёберной клетке и хочет на волю
Да какая там, нахрен, религия, просто здание и территория музея - козырный и лакомый кусок. Таких музеев больше не будет.

2014-02-16 в 02:41

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Aegren Waeise, я это прекрасно понимаю. Но подается же как удовлетворение нужд верующих, да еще и под соусом духовных там скреп. Я все понимаю, но не возмутиться не могу - как-то судьба именно этого музея меня волнует, несмотря на то, что к Арктике и Антарктике я никакого отношения не имею. Мне лично дорог конкретно этот музей. Безотносительно его абстрактных научных ценностей - они тоже важны, но это не лично значимое, если понимаешь о чем я. Как-то так сложилось, что я столько лет вокруг этого музея ходила, что он почти как старый знакомый уже. Точно также меня расстроило отсутствие книжного магазинчика на Пушкинской 10. Я даже за храмовой кружкой от Коли Васина не пошла, слишком грустно было. Другие музеи такой личной горечи не вызывают, т.е. когда я читаю о том, что церковь пытается захапать религиозные сокровища из музеев - меня это возмущает как человека со светской картиной мира, для которого эти предметы культа - явления культуры в первую очередь, а не святыни. Это не касается лично меня, я хочу сказать. А музей Арктики и Антарктики - касается.

2014-02-17 в 03:58

Ум, честь, совесть, записная книжка на выделенном носителе. Включена функция самообучения
Дейдре, грустная весть, а я ведь так и не побывал в этом музее! Грусть, досада, смерть культуры.

2014-02-17 в 04:14

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Маримо Ю, может быть еще успеешь? Он того стоит, а такие переезды быстро не происходят...
Воистину, грусть, досада и прочие пакости.

2014-02-17 в 22:38

Дейдре, (со вздохом) не скоро я ещё раз выберусь в Питер.

2014-02-18 в 05:24

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Маримо Ю, увы... Но все-таки желаю тебе успеть: пусть этот музей с тобой все же случится.