16:58 

Японское христианство

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Все источники, которые мне попались, в один голос твердят одно: Япония абсолютно пофигистична в плане религии. Не скажу, что тех источников очень много (я все же скорее не в теме), но их несколько и ни один не утверждает обратного. Напротив, пишут, что история христианства (а там были гонения, все по-взрослому, вплоть до местной Голгофы) как раз исключение для японской культуры. Не имевшее аналогов. Покрутила я эту мысль в голове, покрутила так и сяк. И вот что думаю: в том-то и дело, что все по-взрослому.
Попадался мне некогда один любопытный рассказ Шекли - не помню названия, зато могу пересказать сюжет:
Космическая эра. Человечество осваивает разные планеты. В числе прочего как-то пытаются существовать и христианские миссионеры. И вот, один из таких миссионеров горько сетует своему собеседнику (главному герою) о том, что мир уже не тот. Что люди испортились и уверовали в прогресс. Вот была мол планета, где население было все же восприимчиво к проповеди - небывалый был успех. Жители этой планеты пришли как-то к своему миссионеру и спросили его, правда ли, что мученики за веру попадают в рай. Он, конечно, подтвердил. Тогда они долго пытали его и убили. Когда этих людей спросили зачем они это сделали, они ответили, что проводили проповедника в рай. В благодарность за то, что он указал им свет истинной веры, они подарили ему Царствие Небесное, взяв грех на свои души. Когда им попытались объяснить, что не все следует понимать так буквально, они ответили новому проповеднику, что или все учение ложь, или мученики за веру попадают в рай. И отправить их туда суть дело благое. Спор там, помнится, зашел в тупик.
Так вот, что-то мне кажется, что японцы имели ввиду нечто подобное.
Памятник и Музей 26 мучеников в Нагасаки. Вот, собственно и японская Голгофа. История, кратко:
26 человек, местные христиане и европейские священники (20 японцев, 4 испанца, 1 мексиканец и 1 индиец) были арестованы в Киото и Осаке по приказу сёгуна Тоётоми Хидэёси за проповедь христианства. Они были заключены в тюрьму, а затем по снегу приведены в Нагасаки, так, чтобы их наказание послужило сдерживающим фактором для большой общины местных христиан. Цепями и веревками все 26 арестованных были распяты на крестах на холме Нисидзака. По преданию, святой Павел Мики проповедовал собравшейся толпе со своего креста.

Собор Ураками
Жители Ураками, который сегодня находится в городской черте Нагасаки, почти все были католиками. Между 1869 и 1873 годами христиане, жившие в Ураками, подверглись жестоким гонениям; около 650 человек погибло, остальные покинули город. В 1873 году католики вернулись обратно и начали строить в Ураками церковь. Строительство было завершено только в 1925 году. Храм был построен в романском стиле и стал одним из самых больших католических соборов на Дальнем Востоке.
9 августа 1945 года город Нагасаки подвергся атомной бомбардировке. Атомная бомба упала в пятистах метрах от собора, полностью уничтожив его. В это время в храме проводилось богослужение и все люди, находившиеся в церкви, погибли.
В 1959 году после длительных переговоров католической общины с городскими властями началось строительство второго собора Ураками. Городские власти хотели сохранить руины разрушенного храма как памятник бомбардировки и предлагали новое место для строительства нового храма, однако католическая община хотела построить новый храм на месте разрушенного. Католическая община объясняла своё желание тем, что это место является для католиков историческим и памятным местом периода гонений христиан в Японии.
В 1980 году на месте разрушенного храма был построен второй собор Ураками.
В Парке мира, расположенном неподалёку от собора Ураками, находятся остатки стены первого собора. Другие остатки экспонируются в Музее атомной бомбардировки в Нагасаки, некоторые артефакты находятся в новом храме.


В общем, это две главные христианские святыни Японии. И обратите внимание насколько все именно что по-взрослому, насколько чисто соблюдается христианский дискурс, пусть и кое-где идущий вразрез с национальными традициями. Так вот, получается, что японцы, как жители той планеты, послушали проповедника. Внимательно послушали. Вычленили главное. А главное (во всяком случае наиболее частотное) - это тема мученичества. И просто подарили христианам возможность пройти до конца по избранному ими пути, всерьез, без дураков.

@темы: Философствование, Любопытство кошку сгубило, Город был добросовестно разграблен, В процессе обдумывания

URL
Комментарии
2012-12-25 в 17:48 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
Я тоже читала этот рассказ. И тоже не помню чей))), но точно одного из классиков. То ли Брэдбери, то ли Шекли, то ли Андерсон.
А параллель интересная и имхо логичная.

2012-12-25 в 17:52 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Vassa07, по-моему Шекли, я на него сперва думала, но усомнилась - точно все-таки не помню. Ну да ладно, зато как народ курил, о, как курил!:)))

URL
2012-12-25 в 18:20 

craftornament
электромагнитное поле Максвелла несется сквозь тьму в ваши глаза со скоростью 299792458 метров в секунду
Как-то вспомнилось сразу
Акутагава. Усмешка богов

2012-12-25 в 18:22 

Викт
нестерпимое добро
Пардон, но это фальшивые смыслы, если учесть судьбу Симабарского восстания (имхо японская Голгофа - это замок Хара). ИМХО не стоит искать в отношении японцев к гайдзинским религиям глубокий смысл: оно даже проще, чем у иных африканских племен. Не вычленили они элемент мученичества, они просто старались резать попоказательнее, чтобы другим неповадно было.
ИМХО все проще: японская знать 16-17 века христианства боялась. До истерики. Она его воспринимала, как некий ужасный мутаген, с одной стороны, заставляющий самураев отрекаться от традиций (ну это еще куда ни шло), а с другой превращающий крестьян в людей, даже больше того - в воинов.:) То же симабарское восстание для них было страшно не масштабами (хотя и для японского крестьянского восстания это было огого - чай не Китай), а разрывом всех шаблонов. Во-первых, крестьяне заявили о своих правах, в том числе о праве на исповедание религии. Во-вторых, они свергли дайме, декларируя при этом стопроцентную лояльность государству и сегуну. В-третьих, армия из крестьян и ронинов небезуспешно противостояла профессиональным армиям. То есть со времен Нобунаги японцы уже привыкли, что асигару тоже могут рулить в битве, но чтоб вся армия из вчерашнего крестьянства, да под руководством шестнадцатилетнего пацана, да опытных воинов гоняла... Крестьянин с самопалом, сражающийся за свои права и при этом идущий на смерть бесстрашнее любого бусидоносца в пафосных достехах - это был не просто разрыв шаблонов и подрыв устоев, это грозило всему мировоззрению, легетимизирующему государственный строй. В головы ряда дайме пришла мысль: а если завтра все так будут? Сегодня Мацукуру довели до сеппуку (он пережил восстание, но ему приказали самоубиться за неспособность справиться своими силами и создание опасного прецедента), а если завтра меня - я ведь тоже, по мнению крестьян, не зайчик?
Отсюда и непропорционально большая армия, брошенная на подавление восстания, и крайне жестокий запрет христианства, и сакоку. По сути вся страна перешла к политике абсолютной закрытости - это можно объяснить лишь исключительно сильным страхом власть имущих за сохранение статус-кво.

2012-12-25 в 18:34 

Джордано
Капиюва. Властелин травы
история христианства (а там были гонения, все по-взрослому, вплоть до местной Голгофы) как раз исключение для японской культуры. Не имевшее аналогов.
Дейдре, обычно потом уточняют, что это из-за политических аспектов. Т.е. подоплека гонений не религиозная, а именно политическая (отношения с Западом). А к религиозным серьезным спорам - ага, пишут, что японцы не склонны, у них там чего только нет. :)
И просто подарили христианам возможность пройти до конца по избранному ими пути
Ну, они тогда эту возможность всем своим и заезжим чужим дарили, учитывая, как там относились к жизни и боли. :)

Мне на тему японского христианства очень нравится роман "Молчание" Сюсаку Эндо, там тема гонений несколько иначе разворачивается.

2012-12-25 в 19:31 

Groemlin
Мне тоже почему то Сюсаку Эндо вспомнился.:) У него, правда, некоторый бзик в сторону уникальности и японскости, но в общем мысли небезынтересные (о том, что на японской почве в результате миссионерских трудов укореняется какое-то странное христианство, с христианством имеющее мало общего). Хотя сомневаюсь, что сёгуна при выборе методов искоренения гайдзинской ереси так волновало соответствие соблюдения христианской теологии. Голые политико-социальные соображения, скорее всего..
Рассказ, по-моему, Шекли. В своё время прочитал в одном из советских сборников фантастики, посвященном проблематике религии и атеизма.:)

2012-12-26 в 06:32 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Джордано, уточняют, конечно:) Но в случае крестовых походов тоже уточняют, что народ за золотом и землями шел:) Нет, серьезно: политика - политикой, но ведь кроме политики есть еще культурные допуски. С Китаем у Японии тоже конфликты были, в конце концов, но на отношении к конфуцианству оно не сказывалось. Нет, пост скорее шуточный - конечно, там должен быть комплекс причин - но и нечто такое вполне могло витать в воздухе - игра всерьез характерна для японской культуры, исходя из того, что я о ней знаю. Я правда о ней знаю очень мало:)))

Ну, они тогда эту возможность всем своим и заезжим чужим дарили, учитывая, как там относились к жизни и боли. христианам?:)) Да! Заявил дискурс - иди до конца, а что!

спасибо за рекомендацию, роман поищу:)

Groemlin, а может ты еще и название вспомнишь?:)
Сейчас добавлю в пост, что Шекли. Мы так постановили большинством голосов!:)))

URL
2012-12-26 в 13:22 

Джордано
Капиюва. Властелин травы
на отношении к конфуцианству оно не сказывалось
Дейдре, а вот я подумала и обнаружила, что не знаю: а конфуцианство проповедуют? Ну, вроде как христианские миссионеры? Нет ведь, наверное...
пост скорее шуточный
Да я поняла. :)
христианам?
Не только! Вообще всем. :) Японцы на это дело щедрые. :)))

А про Сюсаку Эндо не за что, я с удовольствием рассказываю. Там очень интересно тема жертвы поворачивается: в чем настоящая жертва, жертвовать собой или другими и т.д.

2012-12-27 в 05:06 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Джордано, а вот я подумала и обнаружила, что не знаю: а конфуцианство проповедуют? Ну, вроде как христианские миссионеры? Нет ведь, наверное... наверное нет, но ему следуют. Хотя бы на уровне принятых моделей, мироотношения.

URL
2012-12-27 в 12:11 

Джордано
Капиюва. Властелин травы
но ему следуют
Дейдре, это да. Я просто к чему: христианские миссионеры несли истину, активную проповедь учения Христа и проч. с Запада. Учение Конфуция, по всей видимости, распространялось иначе (вот каюсь, эту историю не знаю).

2012-12-27 в 12:38 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Джордано, иначе, разумеется. Правда подробностей тоже не знаю. У христианских миссионеров к тому времени уже наработалась неплохая база:)
Но я всерьез думаю, что миссионеров отправили обратно со всем уважением к их верованиям: так, как это подобает по проповедуемой религии. Где-то, на подсознательном, возможно, уровне, этот фактор мог и сыграть: оно вытекает из общего отношения к религии у японцев. Я его правда тоже знаю мало и плохо, но из того, что лежит на поверхности, этот вывод сделать можно.

URL
2012-12-30 в 21:28 

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
Чисто для полноты картины:
В 1574 году Ода Нобунага сжег замок Нагасима, базу монахов секты Чистой Земли. Вместе с монахами. Примерно 20 тысяч человек.

2012-12-31 в 04:15 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Запасной аэродромчик, о, спасибо. Интересно, почему все подчеркивают, что гонения на христиан не имели аналогов? Может быть потом, что тут гоняли не буддизм вообще, а конкретную секту или даже конкретный монастырь? Вообще, если смотреть на гугль, то эта секта - что-то очень светское и весьма воинственное. А подробностями не поделитесь? Поисковик дает только упоминания.
Кстати, тоже дополняет концепцию :lol:
Жестокая война между религиозными сектами прекратилась только в 1534 г. Икко-икки снова подняли голову через тридцать лет, активно сопротивляясь планам Ода Нобунага по объединению страны. Сектанты несколько раз выступали против Иэясу и Нобунага, пока в 1580 г. последний не стер с лица земли их главный храм Исияма Хонгандзи. Солдаты Икко были серьезными противниками. Уверенные, что после смерти обретут воскрешение в "Чистой земле", они сражались, не щадя ни своей жизни, ни чужой. Нобунага платил им тем же - так, после взятия храма Нагасима в 1574 г. весь его 20 тыс. гарнизон был казнен.
дайри

URL
2013-01-04 в 17:40 

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
Интересно, почему все подчеркивают, что гонения на христиан не имели аналогов?

Ну потому что в каком-то смысле действительно не имели. Тоётоми ведь поначалу их привечал, и Токугава тоже. И причина была очевидна - птенцы гнезда Нобунаги, они снискали лютую, бешеную ненависть самых влиятельных буддийских сект. А им требовалась какая-то идейная опора. Дело в том, что их власть, ее легитимность, точнее, постоянно ставилась под сомнение и буддистами, и конфуцианцами, а уж тем более синтоистскими храмами, для которых единственным подлинным властителем страны был Император, а сёгуны - узурпаторами и врагами. Вот эти вот реставрационистские настроения в Японии не угасали со времен Готоба и Годайго, и сёгунами всерьез рассматривалась идея о повсеместной христианизации Японии, потому что это навсегда подрывало позиции Хризантемового трона: вы кто такие, потомки языческой богини? Давай, до свидания.

НО. Но. Тут миссионеры мощно подосрали сами себе. Они свозили нескольких японцев в Европу и в Мексику и в Перу, чиста показать все могущество католической веры. Японцы увидели, что пару сильных империй - инков, ацтеков - Испания уже сожрала, вернувшись, честно доложили об этом по начальству, начальство охренело и сказало - нет, спасибо, не надо. И Тоётоми резко поменял курс и начал христиан прессовать. Это наложилось, кроме всего прочего, на усиление старческой паранойи. Ну и ознаменовалось масштабными репрессиями. Вот 26 мучеников Нагасаки - это как раз первый приступ старческого маразма у Тоётоми. И вот такой вот резкий разворот, когда вчера модно при дворе правителя щеголять крестами и четками, а сегодня секир-башка, он в самом деле прецедентов не имел, наверное.

И тут оказалось, что христиане прессоваться не хотят. Что чем больше их мучаешь - тем больше, сцуко, появляется последователей. Почему так - потому что христианство давало людям униженным и прибитым утешение и надежду. То есть, буддизм как бы говорил: ты баклан, если страдаешь - то это ты сам в прошлой жизни нагрешил и сам виноват. Какое тут утешение. Раньше была секта Чистой Земли, которая учила, что, веруя в милосердие будды Амида, можно возродиться после смерти в раю, но эту секту сёгуны проредили. И сами создали экологическую нишу для христианства. А униженных и оскорбленных в Японии начала 17 века хватало. Потому что, объединяя страну, а потом деля с соратниками плоды победы, сёгуны унизили и оскорбили овердофига народу.

Поэтому Токугава Иэясу понял, что одними репрессиями ничего не добьешься. Нужен большой комплекс не только репрессивных, но и административных мер. Нужно опять поддержать буддизм (и остановить гонения на Чистую Землю). Нужно открывать конфуцианские школы и широко пропагандировать конфуцианство. Нужно обеспечивать слияние буддизма с гос. синтоизмом. Нужно закрыть страну, чтоб не только миссионеры - но и вообще люди, которые живут по-другому, не могли просочиться. Многие-многие меры были приняты, и топтание икон (которое изобрели наши разделенные братья-протестанты) там не было решающим.

2013-01-10 в 20:08 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
О, большое спасибо. Все очень обстоятельно и весьма исчерпывающе.
Даже поспрашивать дальше нечего - просто понятно куда дальше читать:)

URL
     

Записки водоплавающего архивариуса

главная