22:46 

Кедров и теория литературы

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
ПРОСТРАНСТВОМ И ВРЕМЕНЕМ ПОЛН

Иногда очень трудно представить, что Мандельштам все таки был. Легче поверить в НЛО или в Атлантиду. Такова особенность нашей империи. У нас все не благодаря, а вопреки. Впрочем, надо отдать должное дореволюционной России. Прорвавшись сквозь все черты оседлостей, Мандельштам все же смог уехать в Германию и получить там высшее образование изучая философию.
Зачем Ленский вернулся в заснеженную Россию после обучения в Гетгингенском университете? Прожил бы долгую и счастливую жизнь. Даже кроткий и удачливый поэт Василий Жуковский, воспитавший Александра II, вовремя уехал в Германию и много лет жил счастливо, переводя Гомера на русский язык. — Мандельштам не переводил Гомера, он «список кораблей дочел до половины» На вторую половину не хватило жизни тем более что прервалась она преждевременно в советском концлагере. Назовем вещи своими именами. Великая античная цивилизация, погибшая от нашествия вандалов.
Мандельштам стал не столько поэтом для поэтов, сколько поэтом для филологов. В его стихах так приятно откопать то античную колонну, то профиль древнегреческой камеи. Вообще он отчасти был предсказан Гончаровым в романс «Обрыв».
Там есть учитель гимназии Козлов, который влюбился в свою жену, находя в ней античные очертания, потому что по-настоящему был влюблен только в античность.
Попытки Мандельштама писать о современности трогательны и неуклюжи. То Москва «на яликах плывет», то вырывается обещание жить «дыша и большевея».
Он слишком мягко назвал свой век «волкодавом» Век оказался не волкодавом, а людоедом.
Самая гениальная строчка Мандельштама: «Господи! Сказал я по ошибке». Это великая молитва XX века. Здесь уже не античность, а только мы. Мы в той мере, в какой еще способны молиться.
И еще одна точнейшая формула Мандельштама. «Мы живем, под собою не чуя страны», – это на все времена. Очень страна большая. В ее просторах исчезают великие поэты так, что потом и могил не сыщешь.
И все-таки Мандельштам здесь родился, жил и даже создал свою антично-русскую поэзию уже XX века, повторив эксперимент Пушкина в новом измерении. Эксперимент удался. В заснеженной стране возник поэтический Парфенон из льда, построенный Мандельштамом. Это строение казалось таким хрупким и вот-вот должно было бы растаять, однако не растаяло, не рухнуло, а оказалось прочней железобетонных глыб советской поэзии, которые давно превратились в пыль.
Возможно, что поэт родился не в своем времени, не в той стране, но повезло и времени, и пространству, где жил Осип Эмильевич Мандельштам.
К. Кедров

Люблю Кедрова, причем с каждым годом отношение к нему меняется. В 2009, когда писала диплом, я его просто и тупо не поняла, но фамилию запомнила. Потом, уже кажется летом 2010, мне в руки попался томик ангелической поэтики и мозг улетел в запредельные дали, в него вгрызлась трава. 2010-2011 период чистого концентрированного восторга. Сейчас начинаю воспринимать более критично (да, у меня новая любовь в области теории литературы - Маргерит Юрсенар), но все равно люблю, ибо трава, ибо курительна. Хотя стихи его понимаю не все. Полагаю, это во многом показатель того, насколько близка человеку та или иная теория: если воплощение теории ее основателем читается о чем-то не о том, то и саму теорию ты в лучшем случае не поймешь. Если творчество где-то как-то небезынтересно и есть отдельно что-то резонирующее - также будет и с теорией (с чем-то будешь спорить до хрипоты, что-то примешь. У меня так с Есенином было). И т.д.
Можно возразить - бывают чисто теоретики, которые художествами не занимаются, лишь выводят теории. А вот тут мне вспоминается одна история с продолжением. Дело было на каком-то семинаре, по теории литературы. Преподаватель, желая пояснить какую-то свою мысль, спросила:
- Вы, филологи, наверное, стихи пишите?
Повисло молчание. То ли никому не хотелось отвечать, то ли народ просто не знал что за этим последует - читать перед аудиторией никому, наверное, не хотелось. За окном вовсю светило солнышко - был конец марта, на асфальте уже растекались лужи, к 4й паре все уже успели подустать, пропитаться весенним теплом, кто-то, наверное, даже задремал... За нас всех ответила дочь священника, серьезная барышня с большими глазами и красивым именем Серафима.
- Нет, - покачала головой она. - Все уже написано. Мы анализируем.
Народ оживился и закивал. Преподавательница очень удивилась, странно посмотрела на нас, но комментировать не стала. Семинар лениво потек дальше. А я вот почему-то запомнила эту сцену. Красиво смотрелась Серафима тогда, вот и отложилось.
Так вот, уже потом довелось мне гнать в приятном обществе за теорию литературы. Дело было на кухне, под то и дело сбегающий кофе и густой сигаретный дым. Московская ночь располагала, и мы как-то естественно начали иллюстрировать каждый тезис собственноручно сочиненным по ходу примером. Кажется, просветление настигло меня на сонете, когда я судорожно укладывала слоги в тиски строгой формы. Я почти осязаемо ощутила эту форму и всю эту проклятую теорию сонета. Стих вышел крив, но мне тогда хватило.
Так что мое глубокое имхо - теоретики литературы, не написавшие ничего художественного - плохие теоретики. То, что эти художественности могли не публиковаться - другой вопрос.

@темы: Совершенный постмодерн, Любопытство кошку сгубило, Modus vivendi

URL
Комментарии
2012-09-05 в 23:09 

Marsel Allanfrack [DELETED user]
Только сегодня вспоминал его стихи, прогуливаясь по Литейному мосту под свинцовыми тучами вечереющего Петербурга.
Я вернулся в свой город...

2012-09-05 в 23:33 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Marsel Allanfrack, я с легкой руки Кедрова пошла читать еще. Вот нашлось прекрасное:
Когда, уничтожив набросок,
Ты держишь прилежно в уме
Период без тягостных сносок,
Единый во внутренней тьме,
И он лишь на собственной тяге
Зажмурившись, держится сам,
Он так же отнесся к бумаге,
Как купол к пустым небесам.

Плету гобелен образов. Точнее, считываю или подсматриваю уже сплетенный. Отдельные штрихи хороши, но хочется полноты, а ее получаешь только методом погружения.

URL
2012-09-06 в 00:37 

Констанция Волынская
"Ты всегда получаешь чего хочешь, рано или поздно, так или иначе..." Макс Фрай
Дейдре, я как-то не могу вспомнить ни одного "только теоретика". Наверное, мало знаю...

2012-09-06 в 01:28 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Констанция Волынская, а вот черт их знает. Про некоторых неизвестно, но именно что могли не публиковаться. :nope:

URL
     

Записки водоплавающего архивариуса

главная