Записи с темой: околопольское (список заголовков)
00:39 

Опередить Господа Бога

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Г.Кралль Опередить Господа Бога
Аннотация: Книга польской писательницы и журналистки Ханны Кралль написана на основе бесед с Мареком Эдельманом - одним из тех, кто возглавлял сопротивление фашистам в Варшавском гетто, и единственным уцелевшим после его разгрома; впоследствии Эдельман стал кардиологом. Публикация книги "Опередить Господа Бога" произвела сенсацию. Простыми, ясными словами, намеренно ничего не приукрашивая и избегая пафоса, Эдельман рассказывает об уничтожении Варшавского гетто и о людях, с которыми его тогда столкнула судьба. Он говорит о вещах по-настоящему страшных, от которых кровь стынет в жилах. Как пишет в послесловии к книге Евгений Евтушенко, "лишь знание бессердечности ведет к знанию человеческих сердец".

Это самая страшная книга, которую я когда-либо читала. Очень простые слова, штрихи, за которыми вдруг посторонний начинает видеть ту реальность. Сперва я хотела принести сюда цитат, но вырванные из контекста они звучат совершенно не о том. Как это было? Почему не сопротивлялись? Почему ждали так долго? Все это становится немного яснее. Ровно настолько яснее, насколько сытый и благополучный человек, представитель этнического большинства к тому же, способен себе уяснить.

@темы: околопольское, Книги

21:10 

Свобода и согласие

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Попалось мне тут в одном "zgodą i swobodą", в контексте Na takie rozumienie Kresów złożyło się dziedzictwo jagiellońskie, tradycje łączące różne narody „zgodą i swobodą”, a także twórczość literacka romantyków i pozytywistów.
Это не для средних умов: явно подразумевается что-то эдакое, очевидное. Но почему-то не гуглится. Спрашиваю у опытных товарищей - откуда дровишки-то? Источник мы так и не поняли. Лозунг явно политический, но встречается и в религиозных песнях.
Напрашивается какое-нибудь хулиганское "С нами Бог и Конституция".
Кстати, почему бы и нет? :gigi:

@темы: кресы, околопольское

12:21 

Шедевр, я считаю

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
"Но принципиальным является различие политического уклада двух государств: если Советский Союз формировался изначально как тоталитарное государство, то Речь Посполитая избрала принципиально иной путь, демократический".

"Подобная двусмысленность в законодательстве открывала путь для дискриминации национальных меньшинств. Помимо конституционных запретов, появлялись элементы превентивного, т.е. предварительного контроля (к числу которых относится, например, конфискация газет до их распространения)".
:hlop:

@темы: околопольское

16:30 

Семантика, сэр!

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Как высший аккорд, как своеобразная кульминация патриотической темы в лирике поэтессы - объединение двух больших человеческих чувств: "кахання" и любви в одно целое неделимое чувство: "Я к тебе протягиваю руки - обнимают руки Беларусь".
О.о??? Смотрю на эту фразу и понимаю, что что-то от меня ускользает. Жалобно пишу Ронсаар. Оказывается, "в белорусском есть два синонима - это верно. Любовь в значении высокого чувства обычно обозначалась словом "каханне", в то время как "любоў" - имела преимущественно физическую, овеществлённую окраску. Здесь семантика сближается с современным "секс".
С течением времени, однако, под влиянием русского языка эти значения стали нивелироваться, так что сейчас вполне можно услышать что-то вроде "я люблю цябе/ён любіць бацькоў/мы любім Беларусь".
"

@темы: околопольское, Филологический камень

23:27 

Белорусская культура как культура пограничья: диалог с неклассическим искусством

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Недавно была на занятной лекции Белорусская культура как культура пограничья: диалог с неклассическим искусством, через некоторое время ее обещали выложить на канале Центра славянских культур, но пока нету. А тут вдруг в разговоре всплыло, что интересно-то не только мне. Пожалуй, пересказывать я не буду, лучше послушать лектора - рассказ действительно был небезынтересный и весьма познавательный.
Из очень интересного - отсутствие в белорусской православной традиции кодификации иконописи. Соответственно, появление новых видов иконы.
Лектор - доктор искусствоведения, так что под пограничьем она понимала черту между высокими образцами европейского искусства и остальным миром. Россия в XVII веке при посредстве Белоруссии столкнулась с западноевропейской культурой, что вызвало "радикальный культурный шок". Именно белорусские земли, по мнению лектора, были посредником для прочей Азии, которая восточнее. Нет, так это сформулировано не было, но на вопрос "как вы понимаете структурное различие между провинцией и границей" последовал ответ "я даже не знаю как сказать, чтобы вас не обидеть". Вопрос, кстати, не праздный: фронтирные исследования сейчас в моде, но, имхо, разработанной методологией похвастаться не могут. Лично мне нравится Каганский ("Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство"), он как-то накладывается на реальность, как я ее понимаю и вижу. Исследователи из США, имхо, пишут про какое-то другое пограничье. Лектор отослала меня к традициям французского регионоведения, хотя конкретных имен не назвала. Но почему бы и нет? Для XVII века (а лектору было комфортно именно там) - тем более.
Немного поговорили о трех искусствах, существовавших неразрывно и неслиянно: аристократическое, городское и крестьянское. В основном смотрели аристократическое (копии итальянского), хотя влияние на Россию, по словам лектора, больше оказывало городское. А именно - изразцы. И все бы хорошо, только за пару месяцев до этого мне рассказывали, что изразцы завезли из Малороссии. Или, по крайней мере, что выходцы из Малороссии в течение долгого времени стояли во главе той епархии. Лектор же цитировала, что всех мастеров из Витебска забрали в Москву, так что свои храмы украшать некому. Ладно, откуда бы ни завезли - они прекрасны. Только где Москва, а где изразцы? Нет, в Москве такие постройки тоже есть, но совсем кот наплакал. В Ярославле они повсеместны, говорят и в Вологде немало, но сама не помню, так что не поручусь.
Я спросила почему эти самые изразцы стали визитной карточкой Ярославля, а не Москвы, мне ответили, что провинции просто повезло, потому как в Москве уже была другая мода, а тут купцы восприняли новинку. Поливные изразцы были впервые использованы в Ярославле в 1644 году, церковь Рождества Христова. Не так богато, конечно, но сам факт!
изображение


Скромно, в общем. Это позднее народ развернулся! Дух захватывает. Что самое обидное - сейчас в Ярославле любят эти храмы белить (вот как раз на фото выше хорошо видно). Зачем? Ну, не Суздаль, но разве хуже? "Руки бы пообрывать", - сетовала моя спутница.
Но так почему в Ярославле-то? Я бы предположила, что как раз городское и купеческое искусство во вполне купеческом городе, если вспомнить сказанное прежде про три уровня.

изображение

+3 фото

Я немного язвлю, но это не значит, что лекция не была интересной: ее действительно стоит послушать. Тема вообще новая, так что ее еще думать и думать, причем с самых разных сторон. И когда встречаются люди, которые думают тему с очень разных концов, подобные курьезы неизбежны. На самом деле очень интересно не только то, о чем лектор говорит, но и как именно она это делает. Например, меня покорила часть о Радзивиллах...
О, там бесконечное поле для вслушивания. Я к тому, что это менталитет и картина мира, которую весьма любопытно попытаться себе представить.

@темы: околопольское, Ярославль, Светская жизнь, Путешествия

Записки водоплавающего архивариуса

главная