01:30 

Росфото: Фотография северных стран

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
В уже ушедшем 2017 году я открыла для себя Росфото: занесло на юбилейную выставку, которую я покинула в большом восторге. Еще мне очень приглянулось само здание с лепниной на лестницах, меняющейся от этажа к этажу формой витражных окон. Да и магазинчик неплохой: от книг до открыток - есть чем поживиться. А можно просто посидеть и почитать. В общем, это место, в которое мне хотелось заглянуть снова, просто потому что там приятно находиться. Открыв сайт, я увидела анонс фестиваля "Фотография северных стран", надо было идти. И мы пошли. Не то чтобы я разочарована, но ожидала большего. И другого, наверное. Стоит сказать, что сделали очень красивые рекламные проспекты, жаль, в сеть не выложены, а сканера под рукой нет.
К фестивалю подготовлены 3 выставки:
1. ТОГДА / СЕЙЧАС — Вопросы памяти Современная финская фотография и видеоарт.
Это выставку я не поняла вообще от слова совсем. На три интересных пейзажа и две концептуальные фотографии стопка странного, маловнятного ни_о_чем. В анонсе обещалась социальная память, немного о русско-финских отношениях и много локальности. Анонс вообще большой и очень интересный. Что до экспозиции... Ну, может быть, не знаю, человеку, который путешествовал по Финляндии оно о чем-то бы и сказало, мне вот нет. Колорит мало ощущается, своеобразие подхода? Не знаю.
изображение
Анни Киннунен Кашляющие шипы

Увы, вторую фотографию не удалось найти в нормальном качестве, это Пекка Ниитювирта Без названия (Забор). Могу показать желающим чисто техническую картинку с телефона, но лучше погулять по сайту: фотограф хорош.
В обоих случаях на выставке были представлены далеко не самые интересные работы фотографов.
Еще мне понравилось видео Hanneriina Moisseinen: Syntymäpäivä / Birthday (2014). Красивая рисовка, хотя и показалось немного невнятным. На самом деле не показалось - показали. Из двухминутного ролика вырезано несколько сцен и отчасти забит аудиоряд - его только половина от оригинала, который, к счастью, я могу вам показать. Не знаю, это потому что иначе пришлось бы давать возрастной рейтинг или квазиполиткорректность в действии (отсутствуют сцена рождения и одна из военных), но в итоге с водой выплескивают и ребенка: цельность хорошей вещи теряется. И, что самое страшное, уходит смысл.

В общем, в рамках этой выставки тема коллективной, социальной и индивидуальной памяти если и раскрыта, то не для средних умов. Русско-финские (точнее, советско-финские) отношения упоминаются дважды: прямо и косвенно (детали, контексты и дореволюционные контакты остаются за кадром).

2. Торбен Эскерод. Портреты и пространства Художественная форма диалога-исследования фотографической поверхности, пространства и телесного опыта зрителя.
Интересно, хотя и очень тяжело. Здесь важна тема смерти и увядания, и ее фотограф раскрывает многогранно. Завораживает, немного пугает, заставляет хотеть странного. Представлены несколько серий, очень различных по сути и содержанию, так что даже не знаю как бы об этом в двух словах сказать.
На сайте Росфото можно посмотреть часть работ и фото экспозиции, вот пара особенно запомнившихся (но в контексте серии ощущение совсем другое, да).
читать дальше
Если на первой выставке я утешала себя мыслью о том, насколько злобный и разгромный отзыв я напишу по результатам, то Эскерод меня немного смягчил: ощущение "здесь нагло украли мое время!" отступило.

3. Андерс Петерсен. Кафе «Лемитц» Классика субъективной фотографии. Эта экспозиция спряталась в дворовом корпусе, его еще надо найти. Мне кажется, что именно этому пространству больше всего везет с экспозицией: именно здесь собирается самое интересное, во всяком случае, на мой субъективный вкус. В данном случае - дичь и маргиналы, хотя фотографии очень живые. Пространство этой выставки оказалось настолько насыщенным, что мы провели там гораздо больше времени, чем на двух первых. Мне несколько раз приходилось брать тайм-аут и выползать во двор с сигаретой: сил на восприятие уже не было, но упускать не хотелось.

@темы: питер, Светская жизнь

23:35 

Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
В двадцатые годы прошлого столетия возник советский концентрационный лагерь на Соловках. "Миру о нем ничего не было бы известно, если бы не вышедшая вдруг в Париже в 1928 году разоблачительная книга бывшего царского офицера, участника первой мировой войны, активного противника мирных переговоров с Германией Юрия Бессонова. Только ему удалось бежать с Соловков. Тридцать шесть суток пробирался он сквозь болота к Финляндии, преследуемый огэпэушниками. Что там замок Иф с графом Монте-Кристо! Судьба уготовила блестящему офицеру столько испытаний, которых хватило бы не на один роман: война, штрафбат Красной армии, арест и расстрельный приговор "за шпионаж в пользу Антанты", побег, сибирская тюрьма, снова побег, Соловки. Книга его вышла под названием "26 тюрем и побег с Соловков". Поднялся международный шум, надо было как-то спасти престиж молодой республики.

Бессново Ю.Д. Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков

Очень много специфических бытовых деталей, вообще много о характерах и людях. Описание блатной среды, погружение в нее.

@темы: Книги

03:55 

Снова об оформлении

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Гуляем с Telumenaur. Перед встречей я зашла в католическую базилику св. Екатерины, а там рождественское убранство: елки и гирлянды. И вертеп, конечно. Но елки совершенно очаровали. И вот, идем мы, оставляя все дальше за спиной шумные улицы туристического центра, украшенные настолько запредельно, что в глазах рябит, проходим мимо старообрядческой церкви, и тут мой взгляд цепляется за Прекрасное!
- Смотри какое оформление! - говорю я. - Как лаконично, ничего лишнего, только суть.
- Где? - недоумевает моя спутница.
- Да вот же, слева!
Смотрю налево, а там - мрак, отчасти разгоняемый светом фонаря. Как так? Замираю в недоумении, потом чисто логически возвращаю взгляд ко входу в храм и поднимаю чуть выше, как будто отсчитывая ключевые точки маршрута. И действительно...
Делаю два шага назад.
Сияет.
читать дальше

@темы: Путешествия, Питер

15:56 

"В каждом чешском военном живет бравый солдат Швейк"

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
«Я ехал с другом в увольнительную, в Лондон, на поезде. Когда мне нужно было залатать носки, я всегда поступал так: выбирал купе, где сидели английские дамы, вытаскивал чистый носок с дыркой, иголку и делал вид, что я вдеваю нитку в иголку». «Всегда, когда я подъезжал к Лондону, мои носки были зашиты! Женщины всегда вырывали у меня из рук иголку».
(с)

@темы: Околоисторические разыскания

01:57 

Дивный мир, о да!

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Ходили мы с Quiterie сегодня в магазин комиксов. Я пооблизывалась на Фотографа, который там стоил всего 1100, но жаба, жаба! Может быть, однажды...
Получила в качестве новогоднего подарка Пхеньян Ги Делиля. К слову, прекрасная вещь. Фотоаппарат могут и отобрать, но руки - никогда! :tease2: Вещь атмосферная, несмотря на сложность тематики - одновременно точная и жизнеутверждающая.
Нервно сглотнула при виде Ницше, Маркса и прочих мэтров в комиксах, но все-таки нашла в себе силы улыбнуться прекрасному воплощению духа постмодернизма.
А вот "Преступление и наказание" в комиксовом воплощении меня убило. Кстати, как оказалось, их два: забугорный и отчественный. Я рассматривала именно отчественный, и странен он.
Победили, к слову, роботы!
изображение

Аннотация: КомФедерация и Аскольд Акишин представляют вам второй комикс в серии «Классика в комиксах». Что будет, если историю, знакомую нам со школьной скамьи, поместить в контекст альтернативной вселенной, где кибернетика развилась настолько, что роботы шастают по Петербургу только так и уже не считают себя созданными для помощи человеку, а законы Айзека Азимова работают им только на руку? И всё это, конечно, в прекрасной стилистике Аскольда и в твёрдом переплёте.

биоинженер Раскольников и Кибернетик Мармеладов

@темы: Совершенный постмодерн, Книги

00:49 

Новая Голландия

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Это чудесное новогоднее оформление. Пожалуй, лучшее из всех. На ветках висят огромные звезды. И не то чтобы начинаешь во что-то верить, и не то чтобы порываешься искать за ними ее - единственную - Звезду Пастухов... Но все-таки есть что-то драгоценное в этом образе.
изображение

+2

@темы: Путешествия, Питер

18:43 

Василий К

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
20 января будет концерт Василия К. Если кто желает составить мне компанию - ай да! Я уже с билетом.

@темы: Светская жизнь

17:27 

Классики фарерской поэзии

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Когда уже нет смысла никуда ехать - скоро поезд, и неважно где коротать время: в уютном кабинете или в кафе на вокзале - самое время замереть и подумать. И вот - это я и делаю. Сижу, пью чай с остатками коньяка, читаю "Классиков фарерской поэзии" в переводе Ольги Маркеловой.
По-моему, в переводе хорошо отразилось главное - начало ХХ века, когда еще живы вёльвы и иже, иже. Ритм и стиль от ХХ века, система образов - из глубин. Впрочем, не только.
Красота.
Пожалуй, самое тронувшее - не надеяться на солнце в октябре.
*Задумчиво глядя по сторонам*
...На снег в декабре тоже можно не надеяться...

изображение

@темы: Книги

11:32 

3. Трудно быть богом. Киун

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Киун — Алексей Колчин Персонаж, незаслуженно забытый мною в предыдущей части рецензии. Сперва я думала просто добавить его, но затем решила вывести в отдельный пост. Потому что роль хоть и небольшая, но знаковая. "Только встретишь человека - а поговорить некогда". Именно через Киуна раскрывается прекрасный наш дон Румата по отношению к миру и к гонимым грамотеям. Он говорит не с ними, он продолжает долгий внутренний монолог. Гонимый грамотей хоть и подает реплики, но не о том. Они друг друга не слышат. Если для Киуна необходимость скрыться - вопрос жизни и смерти, то для Руматы такой вот сюжетообразующей значимости нет. Его надлом, его боль, постоянное неприятие жестокости окружающего мира и подступающее безумие вступают в противоречие с простейшей реакцией перепуганного человека: бежать(собственно, замри или беги). Дон Румата, ощущая за собой поддержку более развитой цивилизации, проходит иную пытку, страх перед действием, запрет на действие. И этот запрет ведет к еще большему разладу. Именно при встрече Руматы и Куина мы видим огромную пропасть между порывом (желанием) и действием.
изображение

@темы: Театр

01:29 

2. Трудно быть богом: Герои и персонажи

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Это, наверное, первое, что осмысляет зритель (и читатель, и слушатель - кто угодно). Герои (и сюжет, который суть сумма решений этих героев). Именно про героев как правило рассказывают в первую очередь, реагируя именно на знакомые имена и ожидаемые характеры. Как зритель я жду, что персонажи не "изменятся за лето", что будут вполне узнаваемы. При этом каждый зритель, даже самый неискушенный, хочет найти в знакомых образах какие-то новые грани, чтобы без банальностей и очевидностей. На этой грани и балансирует режиссер, который, с одной стороны, хочет выразить некоторую бесконечность, доступную лишь человеку, который не раз прожил вещь изнутри, а с другой - не нырнуть в эту бесконечность слишком глубоко, чтобы не запутать немного ленивого и отчасти наивного зрителя. И не обмануть при этом надежд искушенного зрителя, разумеется. У театра "Свое время" вообще сильный актерский состав и великолепный режиссер Микаэль Штерн (Sagleri), который мастерски раскрывает сильные стороны каждого из участников действия.
Итак, в главных ролях:
Дон Румата — Егор Боборыкин
Дон Кондор — Алексей Прокопов
Дон Гуг — Игорь Музыка
Анка — Анна Трушкова-Васильева
Дон Рэба — Юрий Ильин
Дона Окана — Александра Неронова
Барон Пампа — Константин Лазаревский
Будах — Владимир Каменский
Вага Колесо — Елена Силкина
Арата — Борис Федотов
Отец Кабани — Лаврентий Антаров
Киун — Алексей Колчин
Кира — Татьяна Рябинина
Гур Сочинитель — Михаил Машкилейсон
Дон Тамэо — Артемий Астахов
Дон Сэра — Грант Туманов
Уно — Ева Латерман
Король — Иван Щеголев
Принц — Вениамин Латерман
Никого не хочется забыть, потому попробую рассказать о каждом. Большинство из нас прочли "Трудно быть богом" в подростковом возрасте, многие к роману не возвращались, а зря - там много подводных камней. Как я писала в предыдущем посте, сейчас мне очень сложно разделить переосмысление знакомого сюжета чисто с высоты какого-никакого жизненного опыта и эта постановка воспринимается настолько лично, что я даже не пытаюсь строить ее как рецензию или изображать из себя человека, который понимает, что происходит. Конкретно эта постановка "Трудно быть богом" настолько выбила меня из колеи, что признаюсь честно: я - наивный зритель, с честным ворохом сумбура в голове. Я не сказала и половины того, что хотела и увидела. А ведь я увидела далеко не все.
Все фотографии честно выпрошены в группе театра.

Понемногу обо всех

изображение

17:56 

1. Трудно быть богом. Свет

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Видимо, писать буду в несколько постов, потому как сформулировать в одном все и сразу не очень получается. Написание вдумчивой рецензии - это повторное проживание действия, даже более глубокое, чем чистое восприятие зрителя. Того, что нам дали вчера, было очень много. Это сложно осмыслить за один раз. И еще сложнее написать связным и цельным текстом. Мне очень хочется сказать многое, но получается слишком сумбурно, потому историю разделю на несколько частей, чтобы не отвлекаться от темы.
Итак, сегодня утром я вернулась из театра, Свое время подарили прекрасный вечер, плавно переходящий в утро: закончили заполночь. В афише обещали эскизный показ, и перед спектаклем режиссер Микаэль Штерн еще раз напомнил об этом. "Вы присутствуете при рождении спектакля", - сказал он. Так и было. Вещь уже вроде бы проявилась, но еще не обрела совершенную завершенность каждой детали. Тем не менее, в этом виде оно стоило себя и оказалось вполне самоценно. Я давно не перечитывала "Трудно быть богом" (решила, что в этом нет необходимости, поскольку помню роман довольно неплохо). Сейчас сожалею об этом, потому что переосмысление текста сильно отвлекает от восприятия постановки. И все же это потрясающе - видеть не пересказ, а чужое прочтение. Но меньшего я и не ожидала.
Происходящее разделено на несколько планов бытия, связанных, как и положено, неразрывно и неслиянно. Они действительно связаны - авторским произволом и фабулой, но пересечение их трагично, оно приносит боль и разочарование всем участникам контакта. Впрочем, об этом позднее. Сперва о главном.
Огромную роль играл в соприкосновении вселенных свет. Или его отсутствие. Итак, была тьма, и тьма играла. Были тени, и играли тени. Был свет. Безжалостный, яркий, ослепляющий как лампа в комнате для допросов. Сначала мне показалось, что это концепт - и концепт прекрасно бы сложился, если бы этого света не было бы слишком много - часть спектакля я просто не видела, потому что приходилось прикрывать глаза рукой. Потом удалось выяснить, что это техническая проблема - заменили отсутствующий софит тем, что нашлось под рукой, а вообще яркий свет должен быть более мягким. Тем не менее, не могу не сказать: этот яркий свет лампы, наводящий на мысль о допросной комнате, мне казался бы совершенно уместным, не будь его так много. Это одновременно и подчеркивание "то, что происходит прямо сейчас" и крик зрителю" чист ли ты? Посмотри в себя, что ты делаешь?". В некоторых сценах именно этот свет был уместен, именно он разбивал неизбежное отчуждение зрителя. Я оценила. Даже если потом этот безжалостный свет исчезнет - я не забуду его.
Тьма. Эффект затемнения для нас уже вполне привычен, мы постоянно видим его в кино, но когда за затемнением что-то происходит - это воспринимается иначе. Ты не видишь, но чувствуешь. И от этого сила восприятия только увеличивается. Да, понятно, что во многом там чисто технические моменты вроде смены декорации, но все равно - действие продолжается. Звук от передвигаемых предметов гармонично вписывается в целое. Тьма - это не только страшное, это еще и неведомое, а роль неведомого в художественном пространстве "Трудно быть богом" огромна. Это и темные века, и ты постоянно возвращаешься к мысли о том, что эта тьма до сих пор в нас: тема сталинских репрессий высовывается из каждого упоминания о коммунарах, но дело не только в этом. Дело в том, что происходит сегодня.
Тени. О, это экстаз. Вот, дон Рэба, к примеру, ну не прекрасен ли, возникая на пересечении лучей? (Кстати, отдельно и забегая вперед: как он прекрасен!).

Тени играют меньше, чем могли бы - здесь вообще должно быть множество полутонутов и движений, которые кажутся чем-то другим. Мне так кажется, я этого ожидала и оно было, но меньше, чем хотелось бы.
Итак, свет - который должен бы выхватывать истину, подчеркивать главное. Свет заливает сцену, когда речь идет о реальности: о том мире, который создает дон Рэба! Это неожиданно, но насколько важно. Жизнь прогрессоров проходит в тени. В тени проходит и жизнь первооткрывателей - светочей разума. Возможно, позднее история вытащит их из тлена небытия, но "здесь и сейчас" - они тени. Мир определяют не они. Признать, принять это непросто. Согласиться, наверное, еще сложнее. Потому что следующий вопрос: с чем согласиться, а если нет - за что бороться? Все происходящее напоминает о том, что ответ куда сложнее, чем кажется.


@темы: Светская жизнь, Театр

22:48 

Трудно быть богом

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Завтра со Scorpion Dog пойдем на Эскизный показ спектакля «Трудно быть богом». Очень сложная вещь, два дня уже пытаюсь представить себе чего ожидать и не могу. Подставляю знакомые лица под список ролей, пытаюсь наложить на сюжет, но картинка рассыпается, потому что всякий раз я не могу решить самую сложную задачу: как воплотить это? Как соединить безграничную сложность проблематики и относительную простоту формы? Это под силу великим. Это сумели лишь авторы книги. Фильм может быть и неплох, но для меня он сильно о другом.
Так что совершенно не знаю чего ждать. В одном уверена, это будет не менее чем прекрасно, другого Микаэль Штерн и театр-студия Свое время просто не делают.

@темы: Светская жизнь

21:41 

Долгая ночь

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Свеча на моём окне горит для вас. Для тех, кто дорог мне. Для тех, кому дорога я. Для тех, кто дорог кому-то из нас. Для тех, чьи дороги дороги нам. Для наших котов и собак. Для теней и историй. Приходите к моему очагу. А если ваш путь лежит мимо - да будет свеча моя маяком для вас.
Доброй ночи, друзья.

15:57 

Все серьезно

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
- А можно у вас книгу взять?
- Ой, у нас один экземпляр... С возвратом!
- Хорошо, оставлю в залог бессмертную душу...

@темы: Страницы из блокнота

19:27 

Игра в слова

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Как меня радует! О, как меня радует, когда просят приклеить лакмусовую бумажку на формулировки. Особенно когда исходная формулировка точна. После этого хочется напускать туману и просто писать слова. И все бы ничего, если бы самой с того так противно не было.
Не то чтобы мне жалко было слов.
Не то чтобы мне жалко было поставить их в другом порядке.
Но так надоело.

@темы: Страницы из блокнота

17:37 

Радио книга

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Сегодня обратила внимание, что радио Книга объявляет о себе только московскую частоту: раньше всегда объявлялись Москва и Волгоград. Я было расстроилась, что эти чудесные люди сократили вещание, но похоже нет: смотрю список городов довольно внушительный, наверное просто перестали перечислять радиочастоты.
Ну и, пользуясь случаем, просто пиарю прекрасное пространство. Это одна из немногих радиостанций, которые я могу слушать дома, которые меня не раздражают.

@темы: Страницы из блокнота

21:54 

Знаки дороги

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Пыталась найти сегодня вредные советы о том, как не надо путешествовать. Была такая длинная смешная штука, помню из нее только кусочек про фотографии: "наснимайте быстро морды ваших выпивших друзей, ведь никто вам не поверит, что действительно там были, коль не будут ваши рожи полкартинки занимать". Мысль первая:
- А сайт авп еще существует?
Это тоже движение времени, да. И знаки возраста. Когда первый вопрос, который задаешь себе при поиске информации - а есть ли еще то место, где ты ее брал? Итак, сайт есть, но вредных советов нет. Или я не нашла. И не гуглятся.
То ли мне не везет, то ли это вопросы специфические, но я очень часто выхожу в тупики. Ни яндекс, ни гугл не знают цитат, которые я помню, нередко не узнают людей, которых должны бы знать.
Это заговор!
Против меня и Франции!
Вот MirrinMinttu не даст соврать - так от нас обеих Турнир дам бегал.
При том, что существовал.
А советов не видно, хоть сама пиши.

@темы: Страницы из блокнота

17:18 

Не стреляйте в пианиста

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Но ведь никто, поверь, не виноват
В так странно высвеченных времени и месте

(с)

Уильям Макгонагалл (1825 — 1902) известен как худший английский поэт, что, в общем, неудивительно: в эпоху неоромантизма акыном быть непросто. Собственно, сегодня об этом великом человеке мне напомнила Шано, которая принесла к себе историю о крушении моста. У Макгоногалла есть стихотворение на это событие. По сети ходят разные переводы, мне нравится этот: Крушение моста через реку Тэй. А если в оригинале... По-моему, совершенно чудесное акынство. Ну да, эстетика того времени европейских акынов не слишком жаловала, разве что если полинезийских завести, на тех глазели с удовольствием. В общем, прекрасное рядом, но что из имеющегося рядом прекрасное - отдельный вопрос. Как бы там ни было, мне Макгонагалл нравится. И плевать, что все написанное им было совершенно всерьез - любой акын всегда всерьез, в этом его сила.


@темы: Филологический камень

20:45 

Человек должен девочке троих

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Бабушка порой выдает что-то потрясающее, вот сегодня: "это было убедительно, и я подарила ему лицо".

@темы: Страницы из блокнота

21:45 

Какую мне собаку подарили!

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Пишет Bacca.:
27.11.2017 в 21:25


Дейдре, на :)

У МЕНЯ
ЛАПКИ


URL комментария

@темы: @дневники

Записки водоплавающего архивариуса

главная