А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Посмотрела я тут российский фильм Вычислитель 2014 года. Внезапно, неплохая отечественная фантастика. Сперва скорчила морду, ибо в отличие от большинства антиутопий в основе не лежит ни красивой идеи, ни хорошей риторики. Т.е. наверное лежит, но репортер таков, что подобной риторике не остается места. Слишком контрастно, никаких полутонов. Финал... Отчасти упоителен! Спойлер Мой внутренний постмодернист рыдал, тащился и пищал от восторга.
Сюжет занятен тем, что оставляет немало места для размышлений. Вот например президент Империи_зла, зная, что сейчас все рухнет, не пытается спастись на автономном корабле, а прилагает все силы к спасению системы и тонет вместе с ней. Значит все-таки идейный президент? Так почему бы идею не показать? Может быть не так уж она и плоха и, может быть не так уж хороши главные герои? Понятно, что для отечественного зрителя основные аллегории будут к сталинским временам, потому никому ничего объяснять и не надо. Но все-таки, даже не попытаться переосмыслить? Наверное, тут стоит сказать, что финалов у фильма два: финал частной истории и финал истории планеты. Если второй меня плющил и радовал, то первый... Странен. Подчеркнутая хэппиэндовость (неужели?!) и технологичность (ну-ну) не слишком-то вяжется с сюжетом. Мне показалось, что финал со спрятанным на Счастливых островах спасением суть цитата на старый фильм "Крикуны". А если нет... Вы это серьезно? читать дальше Тем не менее, фильм посмотреть стоит, а может быть даже и пересмотреть.
И только потом, запомните, только потом читать исходную повесть А.Громова Вычислитель. Потому что повесть не просто емче, глубже и объемнее фильма, она жестче и многограннее. И, кстати, сразу же становится понятно откуда взялись все несостыковки сюжета. И те противоречия в характерах героев, которые несколько раздражали во время просмотра, исчезают: там есть уточняющая реплика, сям совершенно другой поступок и, следовательно, совсем другой персонаж. Да и ситуация в мире совершенная иная, хотя прямого воздействия на персонажей она не оказывает, лишь объясняет почему некоторые из них оказались там, где оказались. Повесть великолепна, фильм всего лишь неплох. Да, они о разном, но один текст получился цельным, а второй насыщен архетипическими реверансами. Тоже небезынтересно, но все же лучше целое, чем часть.

Ну и не могу не:
— И за что только ты ненавидишь людей...
— За глупость. Хотя живу только благодаря ей. Забавный парадокс.
— А я — за подлость.
— Это то же самое. Подлец — не более чем эгоист, просчитывающий свое будущее лишь на один шаг, а значит, тот же глупец. Мудрый эгоист слывет альтруистом.

@темы: Кино, Книги